Информационно-коммуникационные технологии в экологическом образовании старших дошкольников. Использование икт в экологическом воспитании дошкольников Применение средств икт в экологическом воспитании дошкольников

Потребительское отношение к природе – одна из глобальных проблем современности, и одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.

Береги свою планету –

ведь другой, похожей, нету!

В процессе экологического образования дошкольников используются разнообразные методы:

Практические (игры, ребусы, загадки, акции);

Наглядные (экскурсии, иллюстрации, репродукции картин, плакаты);

Словесные (художественное чтение, беседы).

Для проведения деятельности по экологическому образованию дошкольников необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал. На помощь приходит компьютер. Возможности его огромны и позволяют заинтересовать детей, применяя принцип наглядности экологического содержания.

В формировании экологической культуры у дошкольников используются специализированные или адаптированные компьютерные программы: обучающие, диагностические развивающие.

Коммуникация - передача и восприятие информации. К числу наиболее ключевых функций языка относятся:

Коммуникативная функция (язык, как средство передачи информации от одного человека другому);

Эпистемическая функция (достоверная, научная);

Познавательная функция (язык как средство хранения и переработки информации).

В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход и к экскурсиям как основным приемам в экологическом образовании дошкольников.

Возникли новые виды экскурсий – виртуальные (похожие, неотличимые), интерактивные.

Виртуальная экскурсия даёт возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие. Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление о новом месте.

В образовательной деятельности по экологии на помощь могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим педагогом.

Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация (одушевлённость - метод создания серии снимков, рисунков, цветных пятен, кукол или силуэтов в отдельных фазах движения, с помощью которого во время показа их на экране возникает впечатление движения существа или предмета), а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии.

В материалы таких экскурсий могут быть включены художественное слово и доступные для восприятия дошкольника научные определения, исторические факты.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно с дошкольниками обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления; намечает творческие задания для них: нарисовать увиденное, создавая в рисунке образ или сюжет, добавляет двигательную деятельность – подвижные игры.

Любая экскурсия требует соответствующей подготовки и планирования. При подготовке к виртуальной экскурсии воспитателю необходимо выбрать объект, выяснить его образовательное значение, ознакомиться с ним, определить содержание, цели и задачи экскурсии, определить сопроводительный текст.

Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии.

Например: «Экскурсия по лесным зонам Черноземья», «По озеру Байкал», «Экскурсия по заповедным местам родного края». «Экскурсия в удивительный мир природы». Для таких экскурсий нужен интернет и желание воспитателя. А дети их принимают с огромным удовольствием.

ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. И чаще всего из-за нехватки средств, медленно и болезненно эти новшества приживаются в детских садах. Но прочно и основательно. И даже не стоит задаваться вопросом: дает ли столь раннее приобщение ребят к сложной технике хоть, сколько положительный результат? Ответ однозначный. Да.

Однако обратим внимание на слова одного из древних подвижников Максима - исповедника, который говорил, что нет вещей дурных по своей природе, но есть вещи дурные по своему употреблению.

Нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося в жертву здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Но только при обязательном соблюдении норм и правил работы с использованием компьютерной техники будет достигнута «золотая середина».

Настоящее формирование гуманной личности и экологическое воспитание проходит красной нитью через ознакомление дошкольников с живой природой и через приобщение детей к природе.

Возможности компьютера позволяют заинтересовать детей, применяя принцип наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, через которое происходит запоминание образовательной информации. Задача педагога сделать компьютер своим помощником, но в то же время не навредить здоровью детей.

Помощь ИКТ в работе современного педагога по экологическому воспитанию дошкольников весома:

  • подбор иллюстративного материала к образовательной деятельности и для оформления стендов, уголков в группе по экологическому развитию;
  • создание презентаций по вопросу экологического образования дошкольников;
  • подбор дополнительного познавательного материала, составление сценариев праздников и других мероприятий экологической направленности;
  • обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов России и зарубежья:
  • возможность расширить творческие способности самого педагога по экологическому образованию, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

Общаясь на форумах с коллегами всей России, можно заявить о себе и своей деятельности педагогическому сообществу по вопросу формирования у дошкольников экологической культуры.

Создание своего сайта поможет представить накопленный опыт по экологическому воспитанию дошкольников коллегам, родителям и детям.

Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательный образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Позволяет, не только в увлекательной форме привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязи животных и растений. Тем самым улучшить качество результатов знаний и умений по экологическому воспитанию.

Технические средства ИКТ применяемые в образовательной деятельности в ДОУ: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон; телевизор, принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.

К сожалению, не все детские сады могут позволить себе такое оснащение. И как следствие, не все воспитатели применяют их в работе, а зачастую и пользоваться ими не умеют. Современный мир не стоит на месте. Изменения, происходящие в данный момент в образовании, заставляют педагога, помимо его воли, изучать новые технологии и внедрять их в свою практику. ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательном образовательном пространстве ДОУ, а соответственно и в экологическом образовании дошкольников.

Сегодня ИКТ позволяет:

  • показать информацию экологического содержания на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как основной виду деятельности дошкольника – игра;
  • в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал по экологическому образованию, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
  • привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими;
  • способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности, в том числе и в деятельности экологической направленности. Образовательная деятельность в детском саду имеют свою специфику: она должны быть направлена на эмоциональность, яркость, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых импровизаций и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

Применение ИКТ позволяет сделать образовательный процесс экологической направленности более привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Литература:

  1. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В., Мозаика-Синтез М., 2011.
  2. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддъяков Н.Н., и др. М.: Линка-пресс, 1988.
  3. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. Фомичева О.С. М.: Гелиос АРВ, 2000.
  4. "Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". Каралашвили Е., Дошкольное воспитание.

Использование интерактивного оборудования в экологическом воспитании дошкольников.

Милецкая Вера Владимировна воспитатель, МАОУ СОШ №30 Г.Томск

«Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами…

И охранять природу значит охранять Родину»

(М.М.Пришвин)

В настоящее время воспитание любви и уважения к родному краю, природе является важнейшей составляющей нравственного воспитания. Только познание природы поможет воспитать хорошего гражданина, желающего оберегать и охранять ее. Ведь именно познание родной природы является источником первых знаний. Наша задача направлять процесс восприятия окружающего мира, чтобы дети правильно воспринимали явления природы . Экологическое воспитание дошкольников влияет на всестороннее развитие личности и является основой формирования образа жизни.

Мы живем в эпоху информационных технологий и применение интерактивного оборудования позволяет нам идти в ногу со временем, дает возможность увидеть таинства и явления живой и неживой природы, виртуальные экскурсии дают возможность посетить недоступные места на планете, позволяют получить достаточно полное впечатление о мире в целом. Но мы не должны забывать, что применение интерактивных средств требует тщательной организации и соблюдения всех требований СанПиНа в соответствии с возрастом детей.

Использование в педагогической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов помогает предотвратить утомление детей, поддерживает их познавательную активность, повышает эффективность работы педагога в целом. Наглядный метод является ведущим в дошкольном возрасте ,поэтому возрастает необходимость в увлекательной информации и обширном наглядном материале. Интерактивный стол ActivTable - это интерактивное, мультимедийное устройство, которое поддерживает одновременную работу за ним до шести пользователей в режиме multitouch (12 одновременных касаний). Для творческого педагога предоставляется возможность создавать свои оригинальные и интересные задания, которые можно демонстрировать и использовать в образовательной деятельности, делая ее незабываемой для воспитанников.

Применение интерактивных средств во время непосредственной образовательной деятельности с использованием интеграции разных разделов программы, позволяет нам формировать у дошкольников более полное представление об окружающей действительности. Игры на интерактивном столе интересны для детей,так как дети сами являются участниками процесса, они могут передвигать картинки, зачеркивать их, увеличивать или уменьшать изображения. Дети активно проявляют свой интерес к знаниям, они охотно отвечают на вопросы. Яркие красочные изображения вызывают у детей положительный эмоциональный отклик. За счет этого повышается интерес к изучаемому материалу и эффективность всего обучающего процесса, тренируется внимание и память, развивается воображение и творческие способности. Наше дошкольное учреждение оснащено современным интерактивным оборудованием: телевизор, музыкальный центр, ноутбук, интерактивный стол, проектор, интерактивная доска.

Реализуя комплексно-тематическую модель планирования, мы стараемся, к каждой теме создать свой интерактивный ресурс. Например, при изучении темы «Лиственные деревья», нами была разработана игра «Четвертый лишний».Суть игры состоит в том, что ребенок должен на интерактивном столе найти лишнюю картинку и зачеркнуть её (клен, береза, дуб, ель). Дидактическая игра «С какого дерева лист»(найти с какого дерева лист,соединить линией с деревом). При изучении темы «Грибы» нами была создана игра «Съедобные- несъедобные» (собрать в корзину только съедобные грибы). Данные разработки могут быть использованы как на интерактивном столе,так и на интерактивной доске. Использование интерактивных технических средств является лишь дополнением среди многообразия форм и методов в экологическом воспитании дошкольников.

Применение интерактивного оборудования с целью экологического воспитания дошкольников, позволяет повышать познавательную активность и любознательность каждого ребенка. Вызывает у него еще больший интерес к природе и окружающему миру и помогает педагогу эффективно организовать образовательную деятельность с детьми.

Список литературы:

Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании.-М.,2013.

Соломенникова О.А.
Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада.-М.,2013.

Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников.-М.,2010.

Познание родной природы является источником первых знаний. Для того, чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими окружающего мира. Экологическое воспитание дошкольников влияет на всестороннее развитие личности и является основой формирования образа жизни. В процессе экологического образования дошкольников используются разнообразные методы: практические (игры, ребусы, загадки, акции), наглядные (экскурсии, иллюстрации, плакаты и т.д.), словесные (художественное чтение, беседы). Известно, что использование в педагогической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, повышает эффективность работы педагога в целом. Наглядный метод является ведущим, так как в экологическом воспитании дошкольника необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал. На помощь приходят информационно-коммуникативные технологии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский

Цель -развитие познавательных способностей дошкольников средствами ИКТ в экологическом воспитании

Задачи 1. Формирование целостной системы знаний о природе; 2. Освоение трудовых навыков и умений с объектами живой и неживой природы; 3. Формирование положительного опыта общения детей с природой (этического, эстетического, познавательного, практического, творческого).

Актуальность В дошкольном возрасте важно напитать душу ребенка добротой и воспитать такие качества, как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность и доброжелательность. Приобщение ребенка к природе способствует у него воспитанию многих положительных качеств личности. Поэтому наряду с другими задачами программы особо выделяю у детей экологическому воспитанию. Уверена, что если ребенку дошкольного возраста обеспечить систематическую, целенаправленную, методически правильно организованную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий экологического содержания (равно как и любого другого), то уровень любознательности и познавательной активности детей будет достаточно высоким. Поэтому мы решили разнообразить формы подачи материала, используя ИКТ.

Преимущества ИКТ обширный наглядный материал; активизации непроизвольного внимания привлекательность интерес к деятельности образный тип информации движения, звук, мультипликация стимулом познавательной активности детей «ситуация успеха» возможность индивидуализации обучения моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя увидеть в повседневной жизни - повышает качество знаний; - продвигает ребенка в общем развитии; - помогает преодолеть трудности; - вносит радость в жизнь ребенка; - позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития; - создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога и воспитанников и их сотрудничества в образовательном процессе.

Средства ИКТ в детском саду: ИКТ -это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета. Компьютер Мультимедийный проектор Видеомагнитофон Телевизор Магнитофон Фотоаппарат Видеокамера Компьютерные программы: Microsoft Office PowerPoint; Microsoft Office Move Maker; Microsoft Office Publisher

Условия Музыкальный центр Телевизор Ноутбук

Звуковые материалы флешь-накопителе: «Голоса и звуки диких животных России для детей»; «Голоса птиц для детей»-мультимедиа CD диски «На лугу»-музыка и звуки живой природы «У реки»-музыка и звуки живой природы «Кто живет в лесу» «12 месяцев» «Динозавры и другие» Аудиозаписи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д.;

Экранные материалы Слайды «Домашние животные»; «Дикие животные»; «Птицы России»; «Времена года» «Живая и неживая природа» «Наша планета Земля» и т.д. слайды, серия отдельных кадров, посвященных отдельной теме.

Мультимедийные презентации Презентация: «Зимующие птицы» «Травы мои Приамурские» «Покормите птиц» «Хабаровск мой город родной» «Дикие и домашние животные» и многие другие сочетают в себе динамику, звук, красочное изображение, помогают рассказать детям о природе

Направления работы по экологическому воспитанию средствами ИКТ

ИКТ Подготовка и проведение занятий Написание рабочей программы Работа с родителями (оформление стендов, памятки, консультации) Подбор иллюстративного, дидактического материала Обмен опытом и наработками с другими воспитателями. В индивидуаль -ной работе В совместной деятельности Двигательная активность, пальчиковые игры

Медиазанятия применение ноутбука, компьютера, интерактивной доски ознакомление с окружающим миром, живой и неживой природой

Мультимедийные игры Интерактивные игры: « Разгадай кроссворд и ты узнаешь, как называется эта группа животных» «Зимующие птицы» «Эко Ералаш» «Весна пришла» «Амурский аквариум» «Угадай птицу» и т.д. игры -путешествия, игры - загадки, дидактические игры, викторины, пальчиковые игры.

Двигательная активность с использованием ИКТ Подвижные игры с использованием музыкального центра Дети имитируют движения птиц, распознают по голосу Подвижные игры: «Снегири» «Птицы к кормушке» «Изобрази животных»

НОД Худ.творчество (рисование) «Зимующие птицы» НОД Виртуальные экскурсии в музеи

Работа с родителями по экологическому воспитанию средствами ИКТ Компьютерные программы: Microsoft Office PowerPoint ; Microsoft Office Move Maker ; Microsoft Office Publisher Стенды Памятки, буклеты Листовки, папки-передвижки, консультации, ширмы Проведение презентаций проектов Родительские собрания «Экология и ребенок» и др. Родительские собрания, презентации, слайд-шоу

Показ слайдов для родителей на презентации проекта «Помоги зимующим птицам» Памятки для родителей как помогать птицам зимой Презентация проекта «Помоги зимующим птицам»

участие в эколого –просветительской компании « Помоги зимующим птицам» Взаимодействие с социумом

Результативность Формирование целостной системы знаний о природе Освоение трудовых навыков и умений с объектами живой и неживой природы; Формирование положительного опыта общения детей с природой (этического, эстетического, познавательного, практического, творческого).

Вывод Таким образом, можно сделать вывод, что если проводить систематическую, целенаправленную, правильно организованную деятельность по экологическому воспитанию с использованием информационно-коммуникационных технологий, то познавательная активность, любознательность и интерес к природе и окружающему миру детей будет высоким. Проводя работу в этом направлении в своей группе мы добились ожидаемых результатов и будем продолжать работать над повышением экологической культуры дошкольников по всем направлениям и дальше.

Спасибо за внимание


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Чеботарева Н.М.

МБОУ СОШ № 11 г.Тамбов

В настоящее время, в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей запросам современного общества, начальной школе уделяется особое внимание. Именно здесь закладываются основы мировоззренческого и духовного роста школьника, формируется его жизненная парадигма. Ф едеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в числе обязательных предметных областей выделяет «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)». Среди основных задач реализации содержания данной предметной области определено и формирование уважительного отношения к природе нашей страны, ее современной жизни; осозна­ние ценности, целостности и много­образия окружающего мира, своего места в нем; формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни, формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к планете Земля, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы. Неотъемлемой частью комплексного решения данной задачи является экологическое образование и воспитание младших школьников, т.к. основы экологической культуры, по нашему мнению, закладываются именно в начальной школе. Это объясняется, во-первых, необходимостью рассматривать экологическое образование и воспитание как непрерывный систематический процесс в течение всего периода школьного обучения; во-вторых, актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. В ходе экологического воспитания младших школьников учащимся преподаются элементарные понятия об окружающей среде на основе единства и взаимосвязи составляющих ее элементов (неживая природа, живая природа) и решаются задачи всестороннего развития личности. Ученик должен овладеть и знаниями о природе, и способами их получения. Успеху в этом способствует применение инновационных технологий. Практика показывает, что сегодня реализация экологического воспитания младших школьников невозможна без использования информационно-коммуникационные технологий.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Использование ИКТ в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Очевидно, что развитию информационно-коммуникативных умений служит, прежде всего, организованное учителем содержательное сотрудничество детей в процессе поиска решения проблем, а также при коллективном поиске информации, непосредственном ознакомлении с окружающим миром. При этом учитель становится координатором информационного потока.

Экологическое воспитание младших школьников, в том числе и учебный предмет «Окружающий мир» - те школьные области, где информационно-коммуникационные технологии могут существенно активизировать все виды учебной и воспитательной, урочной и внеурочной деятельности.

Формы применения ИКТ в экологическом воспитании младших школьников многообразны. Рассмотрим наиболее, на наш взгляд, эффективные.

При изучении нового материала целесообразно осуществление демонстраций на мониторах компьютеров или на специальном экране высококачественных иллюстраций. Большое значение имеют имитации, реконструкции, моделирование изучаемых природных процессов. При проведении проверочных и контрольных работ незаменимы электронные, в том числе и игровые, системы контроля знаний. Сегодня имеется обширный спектр различных программных продуктов экологической направленности, носящих обучающий и развивающий характер, которые можно применять в начальной школе. При проведении практических занятий на природе возможно использование учащимися фото и видеосъемки для фиксирования каких-либо природных явлений, животных, растений и т.д. Воспитание экологической культуры реализуется посредством разработки проектов на экологические темы, для осуществления которых используется фото, видеосъемка, программное обеспечение для редактирования и представления отснятых материалов, а также коммуникационные технологии, позволяющие обмениваться идеями и материалами с другими учебными заведениями, выполнять совместные проекты. Подведение итогов работы над такими проектами успешно проходит в виде научных мини-конференций. Работа над учебно-исследовательскими проектами позволяет активно вовлечь младших школьников в процесс экологического обучения и воспитания. При подготовке к урокам нельзя переоценить значение сети Интернет для поиска и анализа информации по экологическим проблемам. По нашему мнению, одной из наиболее удачных и распространенных форм подготовки и представления учебного материала в начальной школе является мультимедийная презентация. Презентация - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Использовать презентации можно на всех этапах работы по экологическому воспитанию. Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) обеспечивает реальную поддержку процесса экологического воспитания, позволяет с учетом условий обучения реализовывать поставленные цели, наполнять содержательную, процессуальную и оценочно-контролирующую сторону воспитательного и образовательного процесса по экологии. В качестве примера таких ЭОР приведем электронную энциклопедию «Кругосвет», электронное учебное пособие «Природа.Человек.Общество».

Использование ИКТ позволяет сделать урочные и внеурочные формы работы по экологическому воспитанию более продуманными, мобильными, что особенно актуально для младших школьников, имеющих наглядно-образное мышление.

В экологическом воспитании младших школьников чаще всего используются следующие средства ИКТ:

    средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, системы контроля знаний, обучающие компьютерные игры);

    средства практической подготовки (электронные практикумы, виртуальные конструкторы, тренажеры);

    вспомогательные средства (электронные библиотеки, энциклопедии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия, поисковые системы, электронные коллекции, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, виртуальные экскурсии; схемы, диаграммы, записи звуков музыкальных произведений, живой и неживой природы и др.);

    комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

Применение информационно-коммуникационных технологий в экологическом воспитании позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией экологической направленности; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Помогает в этом и ресурсное обеспечение класса: компьютер, подключенный к сети Интернет; медиатека, интерактивная доска, медиапроектор и т.д.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии в экологическом воспитании младших школьников, в целом, способствуют созданию творческой положительной эмоциональной атмосферы, так как использование наглядных графических образов, аудио и видео иллюстраций, «сказочных» обучающих программ повышает мотивацию к учению; совершенствованию психических познавательных процессов, интенсификации обучения при выборе индивидуального темпа обучения; формированию осознанной потребности использовать средства ИКТ как инструмент, который помогает учиться, осознавать окружающий мир.