Конспект экскурсии по селу золотой осенью. Осень — чудесная пора» подготовительная группа

Марина Антипина
Конспект экскурсии в парк «Золотая осень!» (средняя группа)

Задачи :

Обобщить и конкретизировать представления детей о парке осенью : стоят тёплые и ясные дни, но солнце светит и греет слабее, температура воздуха понижается, листья изменяют свою окраску, трава вянет, уменьшается число насекомых, начинается отлёт птиц;

Развивать умение устанавливать связь между изменениями в неживой природе и состоянием (приспособлением) растений и животных к этим изменениям;

Развивать потребность передавать впечатления в образной речи;

Воспитывать интерес к явлениям, происходящим в природе осенью .

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций на тему : «Золотая осень » , чтение стихотворений об осени , заучивание примет и поговорок, д/и «Явления природы» .

Словарная работа : многоэтажный дом, изменения в природе, пигмент, явления природы, изменяют окраску.

Инд. раб. с Катей и Юлей – помочь увидеть многоцветие осени , учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, активизировать речь.

Ход экскурсии:

Воспитатель : Ребята! Куда мы с вами пришли?

Дети : Мы пришли в наш любимый парк .

Воспитатель : Мы снова в гостях у старого доброго друга. Давайте поприветствуем наш парк .

(Дети приветствуют парк ласковыми словами .)

Воспитатель : Наш парк похож на многоэтажный дом. Перечислите, какие этажи парка вы знаете , и какие растения располагаются на этих этажах.

Дети : На первом этаже находятся трава и цветы, на втором этаже – кустарники, на третьем – деревья.

Воспитатель : Предлагаю вам стать юными исследователями и определить, какие изменения произошли в парке на каждом его этаже . Для этого нужно быть очень внимательными, чтобы увидеть эти изменения, а самое главное – ответить на вопрос : почему эти изменения произошли?

(Дети проводят наблюдения за растительным миром парка .)

Воспитатель : Маша, что изменилось на самом верхнем этаже?

Маша : Пожелтели листья на деревьях, деревья начали сбрасывать листву, начался листопад.

Воспитатель : Как вы думаете, почему листья становятся жёлтыми? Давайте рассмотрим этот листочек (все рассматривают лист, в котором есть и зелёный и жёлтый пигменты) . В нём содержится зелёное и жёлтое вещество, которое называется пигментом. С наступлением осени , когда заметно холодает, зелёное вещество в листьях разрушается. А вот жёлтому веществу холод не страшен, поэтому листья постепенно меняют свою окраску с зелёной на жёлтую. Иногда вместо жёлтой окраски появляется красна или малиновая как у рябины. Ребята, а каких листьев больше на деревьях – зелёных или жёлтых? Почему?

Илья : На деревьях больше зелёных листьев, потому что на улице ещё не холодно, сейчас тёплая пора осени .

Воспитатель : Лена, что изменилось на втором этаже?

Лена : На кустарнике также появились жёлтые листья, как и у деревьев, они тоже начинают сбрасывать листву.

Воспитатель : Какие изменения произошли на самом нижнем этаже парка ?

Ваня : Трава покрывается жёлтыми опавшими листьями, постепенно увядает и засыхает.

Воспитатель : Ребята, вы увидели цветущие растения?

Дети : Нет, цветущих растений не видно.

Воспитатель : Как вы думаете, с чем это связано?

Дети : Стало меньше тепла, сократился световой день.

(Воспитатель предлагает детям сравнить траву под деревьями и на луговой полянке и отметить, чем она отличается.)

Воспитатель : Посмотрите на траву под деревьями. Что вы можете о ней сказать?

Стас : Траву не видно, она пожелтела и покрыта слоем листьев.

Воспитатель : Обратите внимание на луговую полянку. Что можно сказать о траве на полянке?

Дети : Трава зелёная, но видна и жёлтая травка, листьев значительно меньше.

Воспитатель : Почему трава такая разная? Как вы думаете?

Соня : Под деревьями трава засыпана листьями, ей не хватает света, она засыхает и увядает.

Лена : На луговой полянке меньше листьев, траве достаточно света и тепла, поэтому она стоит зелёная.

Воспитатель : Как попали листья на луговую полянку, ведь деревья достаточно далеко?

Дети : На луговую полянку листья принёс ветер.

Воспитатель : Вы знаете, как называют листья, которые лежат на земле?

Дети : Листья называют золотым ковром ?

Воспитатель : Почему опавшие листья назвали ковром?

Дети : Ковром их называют, потому что листьев много, они мягкие и очень красивые.

Воспитатель : Почему назвали не простым ковром, а золотым .

Дети : Листья жёлтого цвета и похожи на золото .

Воспитатель : Ребята, мы с вами увидели удивительную и необычную осень в парке . Как называют такую осень ?

Дети : Такую осень называют золотой .

Воспитатель : Почему осень золотая ?

Дети : Много жёлтого цвета : деревья стоят с золотыми листьями , под ногами золотой ковёр , светит тёплое осеннее солнце и добавляет жёлтого цвета.

Воспитатель : Ребята. У каждого из вас есть любимое дерево в парке . Подойдите к нему и побеседуйте с ним. Какие добрые слова вы сказали дереву? Вы заметили, как оно отреагировало на ваши слова?

Антон : Закачались веточки, зашелестели листочки.

Воспитатель : А вы знаете, что каждый из вас похож на любимое дерево?

Игра «На какое дерево, я похож» .

Детям предлагается изобразить своё любимое дерево в осеннюю пору : когда светит солнышко, тихо падают листочки, когда дует сильный ветер и идёт осенний холодный дождик .

Воспитатель : Мы с вами гуляли по парку , разговаривали со своими любимыми деревьями. А каких насекомых вы увидели?

Дети : Насекомых стало меньше, их почти не видно.

Воспитатель : С чем это связано?

Дети : Насекомые спрятались, многие уже заснули до будущей весны.

Воспитатель : Почему насекомые прячутся?

Дети : Стало холодно, уменьшился световой день.

Воспитатель : Прислушайтесь к звукам парка . Что вы слышите?

Воспитатель : Почему не видно и не слышно птиц?

Дети : Птицы улетают в тёплые края.

Воспитатель : Зачем птицы улетают так далеко?

Дети : Становится холодно, корма всё меньше.

Воспитатель : Заканчивается наша экскурсия в парк . Каким вы увидели парк осенью ?

(Ответы детей.)

Воспитатель : Мы прощаемся с парком до следующего времени года. Что это будет?

Яна : Наступит зима.

Воспитатель : Вы увидели многого интересного. Осень подарила нам красивые краски, недаром её называют «очей очарованье» . Обратите внимание на красоту парка и постарайтесь её запомнить. В группе мы с вами превратимся в художников и попробуем нарисовать картину «Краски осени » . А теперь пора возвращаться в детский сад!

Программное содержание.

Цель:
Обобщить и конкретизировать представления детей о парке в период ранней осени.

Задачи:

  • Учить воспринимать красоту природы и развивать культуру его чувств.
  • Развивать у детей умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и состоянием растений и животных к этим изменениям (с понижением температуры стало меньше насекомых, птиц, животных; растения высохли и больше не растут, деревья скинули листву и т.д.)
  • Воспитывать интерес к наблюдению за явлениями, происходящими в окружающей среде (природе, людях)
  • Обогащение словаря (охра, багряная, пестрая, селезень и т.д)

Материал:
Корзинки, мешочки, ведерки (для сбора природного материала), корм для птиц.

Предварительная работа:

  • Чтение художественной литературы («Четыре художника» Г. Скребицкий; «Жёлтый свет» , «Прощание с летом», «Какие бывают дожди» К. Г. Паустовский; «Осень в лесу», «Осень на пороге», «Сентябрь», Н. И. Сладков; «Черничное варенье» Г. Я. Снегирев; «Рыжие листья» Н. М. Грибачев; «Утки и лед» В. Чирков и т.д.)
  • Рассматривание картин и иллюстраций (И.И. Левитан «Золотая осень», И.Э. Грабаря «Сентябрьский снег», работы К.Ф. Юона, И.И.Шишкина, А.К. Саврасова и другие)
  • Рекомендация родителям: посетить в выходной день парк.

Ход занятия.

Вводная часть.

В. : « Ребята, сегодня мы с вами пойдем в парк в гости к Золотой Осени. Мы понаблюдаем, затем какие изменения уже произошли с природой в это время года. Давайте вспомним как нужно вести себя на улице?
(идти группой за воспитателем, не обгоняя его и не растягиваясь, по первому знаку воспитателя нужно остановиться и замолчать, продолжить движение с разрешения воспитателя и т.д.)
В. : Молодцы.
Идут до парка. По пути можно обратить внимание детей на улицу и прохожих(люди тепло одеты, у некоторых есть зонт в руках, на улице листья, лужи и т.д.)
У входа в парк:
В. : «А теперь ребята скажите, как нужно вести себя на природе?»
(разговаривать тихо, вопросы воспитателю задавать вполголоса, не следует рвать без надобности растения, во время выполнения задания группа расходится в пределах видимости воспитателя, бережно относиться к объектам природы: муравейникам, птичьим гнездам, звериным норкам и т. д)

Основная часть.

В. : «Посмотрите ребята, как красиво вокруг. Скажите, какими словами вы можете рассказать о осени? Какая она?
(золотая, хмурая, дождливая, яркая и т.д.)
В. : Хорошо. А теперь послушайте как сказал о осени поэт Иван Бунин в стихотворении «Листопад»

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

И действительно, посмотрите ребята какой яркий и красивый стал наш парк. В какие цвета Осень окрасила листья деревьев?
(красный, желтый, коричневый, оранжевый и т.д.)
В. : Правильно. А еще все листочки не только разные по цвету, но и по размеру: они большие, маленькие, средние; и по форме: треугольные, продолговатые, круглые.

Листья падают, летят. И шуршат, и шелестят.
В капюшонах застревают и в кармашках у ребят.

Давайте. Ребята найдем самый большой листочек.
(дети ищут и несут большие листья, выбираем самый большой)
В. : С какого этот листок дерева?
(либо клен, либо каштан)
В. : Правильно. А теперь давайте найдем самый маленький листочек. С какого он дерева.
(либо береза, липа)
В. : Хорошо. Молодцы. А теперь, давайте остановимся и попробуем не только посмотреть Осень, но и послушать. Давайте помолчим и внимательно послушаем. Что вы слышали?
(шелест листьев, шум ветра, может шум дождя, крики птиц и т.д.)
В. : Молодцы! А теперь пойдем к пруду и посмотрим, что стало с его обитателями.
На пруду плавают утки.
В. : Ребята кто это плавает?
(утки)
Давайте покормим их и понаблюдаем. А что они делают?
(гоняются друг за другом, плещутся, едят, крякают и т.д.)
А кто знает кто здесь утка, а кто селезень?
(у селезня яркая окраска)
Правильно. Утка отличается неброской серой окраской, а селезень имеет более яркий окрас. Посмотрите, какая яркая у него «косынка» на голове.
Послушайте как написал о утках поэт А. Рей

Ути-ути-уточки -
Беленькие грудочки,
Пёрышки кручёные,
Лапочки точёные.
Утки плавают в пруду,
Я с гостинцем к ним иду -
Хлебцем мягким белым.
Подплывайте смело!

Пора нам возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с уточками.
(прощаются)
А теперь давайте на обратном пути соберем самые красивые листья, желуди, шишки, каштаны и т.д. для того чтобы украсить наш праздник Осени.
(собирают)
Молодцы, как много мы собрали даров Осени. А теперь давайте, чтоб не замерзнуть, поиграем в игру «Гном».

Дождик, дождик за окном
(Прыжки на месте)
Под дождем остался гном
(Приседания)
Поскорее, кончайся дождик
(Посмотреть наверх, потянуть руки)
Мы гулять идти не можем
(Маршируем по кругу)

Заключительная часть.
В. : Вот и закончилась наша экскурсия в парк. Попрощаемся с нашим добрым другом парком.
(прощаются)
Мы с вами обязательно красиво украсим наш музыкальный зал для праздника и обязательно нарисуем уточек и селезней.

В группе воспитатель и дети вспоминают, что видели в парке, кого встретили и выбирают кого будут разукрашивать уточку или селезня. Из собранного природного материала изготавливаются украшения совместно с детьми, атак же листья используются в празднике «Здравствуй, Осень Золотая» в танце с листочками.

Выполнил: Сафонова С. Н.

  • < Назад

Экологический проект «Золотая осень» в детском саду. Младший дошкольный возраст

Пояснительная записка.

ЗАДАЧИ:
1. Учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе, отмечать характерные особенности времени года – осени.
2. Расширять знания детей о влиянии различных природных факторов на изменения в живой природе.
3. Расширять и активизировать словарь
на основе обогащения представлений
об окружающем мире.
4. Учить детей любоваться красотой
природы.
5. Воспитывать бережное отношение к
природе.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
расширять знания о сезонных изменениях в природе, систематизация имеющихся знаний.
Предполагаемый результат.
Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающему миру природы, умение видеть красоту природы, формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе.
Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребёнка в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, познавательной деятельности.
Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта:
Рассказы.
Стихи.
Загадки.
Картинки с изображением осенних пейзажей, деревьев, животных, овощей.
Муляжи животных, овощей, грибов.
Оформление групповой комнаты, размещение познавательного материала в уголке природы, в зоне экспериментальной деятельности.
Сбор природного материала.
Реализация проекта:
* Проведение цикла занятий.
* Экскурсия в природу, прогулки.
* Сопутствующие беседы.
* Заучивание стихотворений, песен об осени
и её приметах.
* Проведение подвижных, дидактических, пальчиковых игр.
* Консультации для родителей.
* Изготовление осенних поделок с родителями.
Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта
Сентябрь.
Всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт ветер. Подошёл первый месяц осени.
У осени своё рабочее расписание, как у весны, только наоборот. Она начинает с воздуха. Высоко над головой исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях. Как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зелёный цвет. В том месте, где черешок сидит на ветке, образуется дряблый поясок. Даже в безветренный, совсем тихий день вдруг оборвётся с ветки тут - жёлтый берёзовый, там - красный осиновый лист и, легко покачиваясь в воздухе, бесшумно скользнёт по земле.
Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, запиши у себя в дневнике: «Началась осень». С этого дня, вернее, с этой ночи, потому что первый заморозок всегда бывает под утро, всё чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют ветры-листодёры, не сорвут с леса весь роскошный наряд.
Исчезли стрижи. Воздух пустеет. И холодеет вода: больше уж не тянет купаться.
И вдруг устанавливается вёдро: тёплые, ясные, тихие дни. В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки. И радостно блестит в полях свежая, молодая зелень.
«Бабье лето настаёт», - улыбаясь, говорит народ.
Одни зайчихи никак не могут успокоиться, всё ещё не могут примириться, что лето прошло; опять принесли зайчат! Листопадничков. Лето кончилось.

Лес осенью.
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.
Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.
Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.
Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу. Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.
Стихи об осени В. Мирович
Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Стали голыми леса.
Днём и ночью дождик льёт,
Грязь и лужи у ворот.

Ёлочка О. Высотская
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И берёзки и осинки
Скучные стоят.

Только ёлочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно смелая она!

Осень З. Фёдоровская
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Посмотрите – роща золотом одета!»

Осень К. Бальмонт
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся.
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся
И заплачет спросонья.

Зайчик А. Блок
Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капустку сняли,
Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…

Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!

Осень В. Авдиенко
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди и нет просвета.
Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый – кленовый.

«Осень» Ю. Капустина
В золотой карете,
Что с конём игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.

Добрая волшебница
Всё переиначила,
Ярко-жёлтым цветом
Землю разукрасила.

С неба сонный месяц
Чуду удивляется,
Всё кругом искрится,
Всё переливается.
«Золотой дождь» М. Лесовая

Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,


Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождём шумит!
«Осень наступила» А. Н. Плещеев
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.

Воды зашумели
Быстрого ручья.
Птички улетели
В тёплые края.

Загадки про осень

Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
(Осенью)

Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
(Осень)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я -.
(Осень)

Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)

Крупно, дробно зачастило, И всю землю намочило.
(дождь)

Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
(Ветер)
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла.
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно.
(Листопад)
Материал взят из Интернета.

Реализация проекта.

* Проведение цикла занятий.
Коммуникация.
«ЛЮБУЕМСЯ КРАСОТОЙ ОСЕНИ».
Цель: связная речь: активизация прилагательных. Описательные рассказы о явлениях природы по своим личным впечатлениям;
звуковая культура речи: закрепление произношения звуков а,и,ц,н;
словарь и грамматика: активизация прилагательных и глаголов.
Ход ЗАНЯТИЯ.
В гости к детям приходит мишка. Рассказывает детям, что он ещё маленький и не знает, зачем ему глазки, ушки, носик.
-Ребята, что же делать? Надо мишке помочь. Придётся мишке объяснить, сможете ребята?
_ Ребята, подойдите все к окну и мишку с собой возьмите. Давайте посадим его на окно.
_ Ребята, посмотрите в окно, что вы видите?
_ Деревья.
_Какие деревья? (Жёлтые, розовые, зелёные и т. д.).
_А зимой можно увидеть такие деревья? (нет).
_А летом? (нет).
_ А весной? (нет).
_ А когда бывают такие красивые деревья? (осенью).
_ Правильно, осенью. Осень – чудесное время года.
Природа дарит деревьям разные краски.
_ У берёзы какие листья? (жёлтые).
_ У рябины какого цвета листья? (красные).
_ На иве какого цвета листья? (зелёные).
_ И всю эту красоту мы увидели чем? (глазками).
_ Спросите у мишки, видит ли он осеннюю красоту? (спрашивают).
_ Ребята, посмотрите, деревья качаются. Кто качает деревья? (ветер).
_ А ветер можно услышать? (можно).
_ Как шумит ветер? («у-у-у»).
_ А что ещё можно осенью услышать? Как листья шуршат? («шу-шу-шу»).
_ Как дождик стучит по крыше? (кап-кап-кап).
_ А как синичка поёт? Кто слышал? («ци-ци-ци, пинь-пинь-пинь»).
_ Что помогло нам услышать осенние звуки? (ушки).
_ Спросите у мишки, слышал ли он осенние звуки?
_ Ребята, а носик нам помогает почувствовать осень? Какие запахи вы чувствовали? (запах дождя, запах грибов, запах овощей, листьев, костров).
_ Мишка, ты понял, зачем нам носик, глазки, ушки? (понял).
Любуйся красотой осени, прислушивайся к её звукам, вдыхай и чувствуй осенние запахи.
_ Ребята, когда мишка к нам пришёл, какой он был? (грустный, печальный, ничего не знал).
_ А теперь, когда вы его подучили, какой он стал? (Весёлый, радостный, умный, наблюдательный, любознательный).
Мишка предлагает детям поиграть.
Игра «ДОГОНЯЛКИ».
Мишка косолапый
Деток манит лапой.
Приглашает все ребят
В догонялки поиграть.
После игры мишка прощается с детьми и уходит.

Художественное творчество.Рисование.
Тема «ОСЕНЬ».
Цель: закрепить знания об осени. Продолжать вызывать у детей эмоциональный отклик. Закреплять умение рисовать кистью, гуашью, методом примакивания. Развивать ритмичность.
Ход занятия.
- Какое сейчас время года? (осень).
- Ребята, вы любите осень? (любим).
- За что вы любите осень? (осенью красиво, пестрые деревья)
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад,
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят…
(рассматриваем репродукции разных художников, любуемся).
Определяем какого цвета листочки.
- Хотите быть художниками и тоже нарисовать картину об осени?
Объясняю задание, выбираем нужные цвета гуаши.
(дети рисуют разноцветные листочки на заготовках деревьев). Напоминаем, что надо тщательно промывать кисточку, после каждого цвета.
- Молодцы! Красивые деревья у вас получились. А теперь давайте сделаем из наших деревьев целый осенний лес.
Размещение рисунков на выставке. Дети любуются своими работами.
Художественное творчество. Аппликация.
Тема «Падают, падают листья,
В нашем саду листопад».
Цель: вызвать у детей эмоциональное отношение к явлениям природы. Учить любоваться листьями, относиться к ним бережно. Закреплять навыки намазывания клеем и приклеивания.
Материал: ватман, листья, клей, кисть, салфетки.
Ход занятия.
Любуемся листопадом в окно. На земле сплошной ковёр из листьев.
- Какого цвета листья? (жёлтые, красные, зелёные).
- У нас в группе тоже есть красивый букет из листьев. (Дети любуются).
- Возьмите себе тот листок, который вам больше всего нравится. (дети выбирают, любуются, рассказывают о своём листике).
- На участке ковёр из листьев, хотите, чтобы и в группе у нас был ковёр из листьев? (Да, хотим).
На лист ватмана дети наклеивают листья.
- Получился красивый ковёр. Давайте наш красивый ковёр подарим куклам в кукольный уголок, пусть они тоже любуются осенней красотой. (Дети с воспитателем относят ковёр в кукольный уголок).

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
Тема:«Осень»

ЗАДАЧА. Обобщение знаний детей об осени, её характерных особенностях.
Оборудование: кукла, картинки с изображением деревьев (береза, клен, дуб, вырезанные из цветного картона листья этих деревьев. «Чудесный мешочек», овощи (помидор, огурец, морковь, лук, фрукты (яблоко, банан, лимон, апельсин).
Ход занятия:
1. Воспитатель: «Ребятки, сегодня к нам в гости пришла кукла, а зовут ее Таня. Давайте с ней поздороваемся. А пришла она к нам за помощью. У Тани осенью день рождения, а что такое осень и когда это бывает, она не знает. Ребятки, расскажите Тане, что такое осень».
Дети: «На улице холодно; дует холодный ветер; небо хмурое, серое; идут дожди; листья пожелтели, опадают, листопад. Люди одели теплые куртки, шапки, сапоги. Животные готовятся к зиме: утепляют свои жилища, заготавливают еду.
Воспитатель: вот, Таня, что такое осень. А ребятки знают еще стихотворение про осень.
Стихотворение В. Мирович. «Осень».
Воспитатель: Молодцы ребята, вы знаете, что такое осень. Теперь и Таня будет знать все про осень. Осень уже наступила, и это значит, что у Тани скоро день рождения.
2. (Выставляются картинки с изображением деревьев: клен, береза, дуб).
Воспитатель: Ребятки, посмотрите, это какие деревья?
Дети: береза, дуб, клен.
Воспитатель: посмотрите внимательно и назовите, что есть у этих деревьев?
Дети: ствол, ветки, листья.
Воспитатель: а теперь подул сильный ветер и все листочки с деревьев облетели. Ребятки, ветер какой подул? (сильный)
Воспитатель предлагает детям изобразить сильный ветер. Дети с силой выдувают воздух.
Воспитатель: вот ветер начал стихать и утих совсем. (Дети дуют с меньшей силой).
Игра «С какого дерева листок»
Воспитатель: листочки облетели, а я их нашла. Посмотрите, с какого дерева этот листок?
Дети: с березы.
Воспитатель: значит этот листок какой?
Дети: березовый (кленовый, дубовый)
3. Физкультминутка
Все движения выполняются по тексту.
Ветер тихо клен качает
Влево, вправо наклоняет,
Раз - наклон, два - наклон,
Зашумел листвою клен.
Воспитатель: ребятки, а ветер можно услышать? Как он воет? У-у-у, у-у-у (громко). Ветер утихает: у-у-у, у-у-у (тихо)
4. Игра «Чудесный мешочек»
Воспитатель: ребятки, посмотрите. Это чудесный мешочек. Давайте посмотрим. Что в нем лежит.
Воспитатель достает помидор и дает образец описательного рассказа (круглый, красный, вкусный, сочный).
Воспитатель: ребята, а помидор это овощ или фрукт? Овощ, тогда мы кладем его в тарелку.
Далее дети выходят по одному и вытаскивают либо овощ, либо фрукт, и кладут в тарелку или в вазу. При этом описывая предмет с помощью воспитателя.
Воспитатель: что это? (огурец). Какой он? (длинный, овальный, зеленый) и т. д. Воспитатель: ребята, что у нас в вазе? (фрукты)
А в тарелке? (овощи)
Где растут овощи? (в огороде, на грядке)
Где растут фрукты? (в саду, на дереве)
А что можно приготовить из овощей? (суп, салат, борщ)
А из фруктов? (сок, компот, варенье)
5. Итог занятия.
Воспитатель: ребятки, кто сегодня пришел к нам в гости? (кукла Таня) Мы рассказали ей, что такое осень. Она вместе с нами узнала, где растут овощи и фрукты, и что из них можно приготовить.
Тане очень понравилось у нас в гостях. Вы - молодцы, вы старались и Тане все правильно рассказали. Она захотела остаться здесь у нас в саду.
/Интернет ресурсы/

Экскурсия в природу, прогулки.
«Наблюдение за листопадом»
Цели: учить определять признаки осени;
развивать наблюдательность;
воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к природе.
Ход наблюдения
Обратить внимание детей на опавшие листья. Спросить, у всех ли деревьев одинаковые листья. Пусть дети посмотрят, сравнят их по цвету, форме, убедятся, что у листьев разных деревьев различная окраска.
Падают, падают листья,
В нашем саду - листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят
Рассматривая собранные детьми листья и отбирая самые красивые, спросить, почему они нравятся ребенку. Во время прогулки сделать из листьев шапочку, юбочку для куклы, гирлянды, складывая их черенками. Провести игру: в руках у детей листочки, педагог читает текст, а дети в соответствии с ним выполняют движения.
Мы - листочки, мы - листочки, Дети стоят кружком, держа в руках листочки.
Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Дунул ветер - полетели. Разбегаются по дорожкам.
Мы летали, мы летали - Бегают, помахивая листочками.
Все листочки так устали.
Перестал дуть ветерок -
Все уселись в кружок. Садятся на корточки, листочки держат над головой.
Ветер снова вдруг подул, Разбегаются по дорожке.
И листочки с веток сдул.
Все листочки полетели, Подкидывают листья вверх.
И на землю тихо сели.

Трудовая деятельность: сбор разноцветных листьев.
Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.

Подвижные игры:
«Птицы в гнездышках».
Цели: - учить ходить и бегать, врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;
- приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
«Найди свое место».
Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.
Выносной материал: совочки, мелкие игрушки, спортивные обручи, карандаши, формочки

«Наблюдение за приметами золотой осени»
Цель – уточнить представления детей о золотой осени, накапливать эмоционально чувственный опыт.

Осень на опушки краски разводила
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый
Утешает осень: «Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!

Начинается золотая осень. Самая красивая пора осени. Дни бывают солнечные и пасмурные, холодные и теплые. На лужах начал появляться первый лед. Ударили заморозки. Начался листопад. Закружились в разноцветном хороводе осенние листья
и полетели по воздуху. Улетели птицы в теплые края (гуси, утки, скворцы, ласточки). Полюбуйтесь красотой осенней природы. Какие вы знаете признаки осени? Что делает человек осенью? Как приспосабливаются животные осенью к жизни?

Трудовая деятельность: вместе с детьми обрезать сломанные веточки у деревьев. Взрыхлить землю граблями, подсыпав ее к корням деревьев, объяснить, для чего это делается.
Цели:
воспитывать желание участвовать в уходе за растениями;
прививать бережное отношение к природе.

Подвижные игры
«С кочки на кочку».
Цель: развиватъ у детей умение прыгать на двух ногах с продвижением в перёд.
«Кролики»
ЦЕЛЬ: развивать у детей умение подлезать под дугу; ловкость; ориентирование
Выносной материал: детские грабли, кубики для подвижной игры, игрушки для игр с песком, куклы, одетые по погоде, коляски для кукол, машинки.
Прогулка – экскурсия.
«Наблюдение за осенним лесом»
Цели:
расширять представление о лесе;
учить любоваться красотой родной природы.
Ход наблюдения
Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою? Что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: ты же видишь - мы свои.
По дороге в лес остановить детей в таком месте, где лес виден издали и хорошо просматривается. Полюбоваться разноцветным лесом, обратить внимание детей на красоту пейзажа. Уточнить, какой цвет характерен для осенних деревьев.

Трудовая деятельность: уборка участка леса, где дети будут играть.
ЦЕЛЬ: приучать соблюдать чистоту и порядок в лесу.

Подвижные игры
1.«Птицы в гнездышках».
Цели:
учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;
приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
2.«Найди свой домик».
Цель: учить быстро действовать по сигналу, приучать ориентироваться в пространстве.
Выносной материал: корзинки для шишек, ведерки для сбора мусора.
Подвижные и дидактические игры.
"Ветер-ветерок".
Цель: Развивать слуховое внимание и воображение детей; побуждать к интонационной выразительности; вовлекать в двигательную импровизацию.
Материал: Осенние листья.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям сесть в тесный кружок и проводит этюд-упражнение.
Этюд-упражнение "Как воет ветер"
Воспитатель (сердито) .Сердится и воет ветер: "У-у-у, у-у-у. "
Дети. У-у-у, у-у-у.
Воспитатель. Завывает громко он в трубу: "У-у-у, у-у-у. "
Дети. У-у-у, у-у-у.
Воспитатель (приглушённо, таинственно). Дома. Дома посидите: "У-у-у, у-у-у. "
Дети. У-у-у, у-у-у.
Воспитатель (громче). Никуда не выходите: "У-у-у, у-у-у. "
Дети. У-у-у, у-у-у.
Воспитатель предлагает детям "погулять в парке". Дети изображают деревья. Проводится двигательная импровизация.
Двигательная импровизация "Деревья в парке"
Зашумели деревья поутру,
Закачались деревья на ветру.
Ветви низко склонились до земли,
И качались тихонько до зари.
Вот сильней задувает ветерок,
Полетели листочки на восток,
Дружной стайкой, как ласточки, летят,
Покрывалом устилают сад.
Воспитатель показывает детям осенний листок и предлагает проследить, как он летит по ветру. Звучит музыка, воспитатель подбрасывает листья, дети следят за их полётом. Затем дети танцуют, как падающие листья.
"Мокрые дорожки"
Цель: Учить различать интонации музыки, воспитывать ладовое чувство; побуждать к двигательной импровизации; учить выражать свои эмоции через движение.
Материал: Зонт, султанчики.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, развитие речи.
Ход игры.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что на улице стало холодно, идет частый дождь, и просит определить, какое у дождя настроение. Звучит музыка осеннего дождя. Дети отмечают невеселое настроение музыки. Воспитатель раздает ребятам султанчики и просит их изобразить грустный дождь. Под соответствующую музыку проводится двигательная импровизация "Грустный дождь". Затем воспитатель сообщает, что выглянуло солнце, и дождь "повеселел". Звучит музыка веселого дождя и дети двигаются в соответствии с изменившимся характером музыки.
Воспитатель раскрывает большой зонтик и приглашает ребят погулять под дождем. Дети прячутся под зонтом. Проводится подвижная игра.

Консультации для родителей.

Полученный результат проведения экологического проекта.
Дети обогатили свои знания в области экологии.
Знают и называют: основные особенности времени года – осени, яркие цвета осени. Умеют сравнивать с другими сезонами года. Отличают виды растительности – дерево, кустарник, трава, цветы; различают деревья по внешнему виду и форме листа. Знают правила поведения в природе и частично применяют на практике. Узнали больше о природном явлении – дожде и его разновидности.
В ходе проекта воспитатели старались развивать у детей диалогическую и монологическую речь, эмоциональное отношение к природе, задействовать все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, речь.
Учили слушать и высказывать свои суждения.
Использовались как словесные и наглядные методы, так и практические. Наблюдение, исследование во время прогулок, беседы по содержанию стихотворений и рассказов; дидактические и подвижные игры. Разучили стихотворения, песенки и танцы про осень.
Разнообразить деятельность детей, заинтересовать, пробудить познавательную активность помогли загадки, пословицы, выставки работ творческой деятельности.Конспект НОД по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе на тему: Осень

Цель и задачи:

  • Формировать обобщённое представление детей об осени, включающие знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха), о состоянии растений осенью, об особенностях жизнедеятельности животных и птиц.
  • Закрепить знания о зависимости растений, животных от условий внешней среды.
  • Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени.
  • Учить двигаться под музыку, развивать воображение.
  • Закрепить знания детей о труде взрослых осенью.
  • Развивать знания учебное деятельности: умение логически отвечать на поставленные вопросы, доказывать свою мысль.
  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
  • Приучать детей к посильному труду, прививать трудолюбие, желание помогать другим.
  • Развивать подвижность.

Оборудование и материалы: осенние листочки, листочки берёзы, клёна, рябины, смородины, изготовленные заранее кормушки для птиц, корм для птиц, конверт с письмом от Лесовика, корзина с яблоками, детские метёлки, ведёрки, совочки, аудиозапись для музыкального сопровождения.

Виды детской деятельности, используемые на прогулки: дидактическая игра, трудовая деятельность, беседа, игры различной подвижности.

Место проведения: территория ДОУ.

Описание прогулки.

Восп-ль: Ребята, посмотрите какой сегодня чудесный денёк, подойдите ко мне поближе. Я загадаю вам загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Как такое время года зовётся? (осень)

Восп- ль: Да, это осень.Кто расскажет стихотворение об осени.(Дети рассказывают знакомые стихотворения)

Восп-ль: Ребята, какие приметы осени, вы знаете?

Примерные ответы детей: Стало холодно, желтеют и опадают листья, часто идут дожди, по утрам бывают заморозки, дни становятся короче, ночи длиннее, насекомые и животные готовятся к зиме.

Восп-ль: Да, осень - это такое время года, когда вся природа меняется. Дни становятся короче, солнце греет мало, становится холоднее день ото дня, часто идут дожди. К концу осени - заморозки. Перелётные птицы улетают на юг, зимующие - перебираются поближе к людям.

Восп-ль: Ребята, как вы думаете, какая сегодня погода?(ясная) Почему? (ярко светит солнце, нет дождя). Давайте подышим свежим, осенним воздухом.

Дыхательное упражнение

“Запахи природы”

Нужно представить. Что вы вдыхаете аромат красивого цветка, который растёт на нашем участке. Нужно сделать шумный вдох носом, и выдохнуть ртом.

Восп-ль: Ребята, посмотрите, какой разноцветный ковёр укрыл землю. Что это за ковёр? (Осенние опавшие листья) Давайте возьмём листочки в руки, какие они на ощупь? (сухие, шершавые, шелестят) Как шелестят листочки? (ш-ш-ш-ш-ш)

Восп-ль: Давайте представим, что мы осенние листочки. Покажем, как они падают на землю.(Под спокойную музыку дети выполняют произвольные движения)

Игра малой подвижности “Осенние листочки”

Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Словно опять закружиться хотят.

Восп-ль: Да, осенью часто можно увидеть, как падают листья, как называют это явление? (листопад) На нашем участке очень много нападало листьев. Давайте посмотрим, с каких они деревьев.

Дидактическая игра “С какого дерева листок?”

Восп-ль: А что ещё растёт на нашем участке? (смородина)

Смородина, это дерево или кустарник? (кустарник)

Чем отличается кустарник от дерева? (нет ствола, низкий, листья маленькие, есть ягоды)

Воспитатель замечает на дереве кормушки.

Восп-ль: Что это, ребята? (кормушки)

Для чего они нужны? (для подкормки птиц)

Чем можно покормить птиц? (семечками, кусочками хлеба, зерном)

Почему некоторые птицы, с наступлением холодов улетают на юг? (стало холодно)

Как называют таких птиц? (перелётные)

Как называют тех птиц, которые остаются зимовать с нами?(зимующие)

Восп-ль: Ребята, давайте превратимся в птиц и поиграем в игру.

Подвижная игра: “Перелёт птиц”

После игры воспитателю передают конверт с письмом

Восп-ль: Ребята, нам пришло письмо. Оно от Лесовика, давайте его прочтём.

“Дорогие ребята. Я, Лесовик, помогаю природе подготовиться к зиме. Помогите мне, пожалуйста, развесить кормушки, собрать осенние листья. Мне одному не справиться.

Лесовик”

Восп-ль: Ребята, поможем Лесовику навести порядок на нашем участке и развесить кормушки? (поможем) Давайте распределим, кто, чем будет заниматься.(Дети разделяются на группы для выполнения заданий.После выполнения заданий, в беседке неожиданно находят корзинку с яблоками.)

Восп-ль: Ребята, здесь корзинка с яблоками интересно от кого она? Да это от Лесовика. Он благодарит нас за помощь и угощает нас осенними яблоками. В группе мы их помоем и съедим.

Восп- ль: Ну что же, ребята, я думаю мы славно потрудились, собрали осенние листья, развесили кормушки, убрали весь мусор. Теперь самое время отдохнуть и поиграть в свои любимые игры.

Игры детей с выносным материалом по интересам.

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ ЦРР д/с № 134

Населенный пункт: г. Калининград, Калининградская область

Тема: Проект » Осень — чудесная пора» подготовительная группа

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Калининграда центр развития ребенка детский сад № 134

Тема «Осень – чудесная пора».
подготовительная к школе

Вид проекта:
Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.

Участники проекта:
дети, воспитатели, подготовительной логопедической группы, родители воспитанников.

Мотив:
Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши – мы потеряли веру в волшебство и сказку.
Мы не стараемся придумывать что-нибудь интересное и замысловатое – ведь у нас еле-еле сил хватает на работу и домашние заботы. А для малыша осень столько чудесного и необычного приносит. Согласитесь, что большим приключением для малыша будет поход в осенний парк, встречаем осень в детском саду все вместе. Это нам кажется, ну что там может быть такого особенного? Но мы глубоко заблуждаемся. Для малыша – это возможность взглянуть на мир совершенно другими глазами. Он с такими же любознательными ребятишками сможет:
— Собрать гербарий. Что ни говори, а сбор гербария - это возможность дать волю своей фантазии. Ведь один и тот же листочек может вызвать у детей разные ассоциации. Кому-то из малышей он напомнит гномика, кому-то улиточку, а кому-то ежика. Но, гербарий не только развивает фантазию, он еще позволяет создавать удивительные детские шедевры. Ведь вернувшись с прогулки, малыш будет бережно сушить свои листик, чтобы потом сделать подарок своей любимой маме.

Актуальность проекта:

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.
В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности — это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.

Цель:
расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

Задачи:
углубить. представления об изменениях в природе осенью;

Развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
привлечь внимания к окружающим природным объектам;
развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Предполагаемые результаты:
Ребенок:
углубляет и расширяет знания об осени, ее признаках и дарах;
Пополняет словарный запас;
развивает навыки общения и речь, пространственную ориентацию;
стимулирует познавательные интересы и расширяет кругозор;
разнообразит способы сотрудничества;
развивает художественно-творческие навыки.

Используемые виды деятельности:
НОД;
Игровая;
Чтение художественной литературы;
Изобразительная;
Труд;
Конструирование из природных материалов.

Продукт проектной деятельности.
Выставка поделок из природного материала «Разноцветная осень»
Праздник осени.

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

Воспитатели:
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, ср игр с детьми.
Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.

Сотрудничество с родителями:
Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.
Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала для выставки «Разноцветная осень».

2. этап. Практический.
Образовательные области.
Виды детской деятельности.
Социализация
Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Магазин цветов».
Дидактические игры: «Жизнь в семенах», «Грибная полянка», «Зимние запасы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Что растёт на грядке?»,
Труд
Совместное украшение группы к осеннему празднику.
Сбор природного материала на прогулке.
Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.
Сбор гербария.
Познание
Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.
Ознакомление с природой:
— беседы «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Грибы», Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»;
«Жизнь природы осенью», «Как заполнять календарь природы?», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Уходит золотая осень»;
— экскурсия в осенний парк.
— цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Какие они- цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов», «Украсим группу, красивыми цветами», «Где еще растут садовые цветы?», «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?»
Коммуникация
Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.
Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.
Чтение художественной литературы
Пословицы, поговорки, загадки об осени.
Чтение и заучивание стихотворений об осени: Ю. Тувим «Овощи», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» .
Чтение детям: И. Соколов- Микитов «Листопадничек».
Художественное творчество
Рисование: «Золотая осень», «В саду созрели яблоки», «Ветка рябины», «Идет дождь», натюрморт из фруктов.
Лепка: «Фрукты», За грибами в лес осенний», «Осенний ковер», «Овощи».
Аппликация: «Ваза с фруктами», «Огурцы и помидоры лежат на тарелочке», «Осенний ковер», «Грибы», «Букет цветов», Изготовление открыток, приглашений на осенний праздник.
Конструирование: «Грибок» (из бумаги), «Осенний ковер» (природный материал).
Самостоятельная художественная деятельность детей: изготовление объемных фигур овощей из соленого теста, разукрашивание их акварельными красками.

Музыка
Слушание: П. И. Чайковский «Времена года».
Разучивание песен об осени.
Культурно — досуговая деятельность: «Праздник осени». Конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осени. Осенняя викторина, оформление выставки семейных поделок: «Разноцветная осень».

3-й этап – заключительный.
Награждение участников конкурса чтецов на лучшее стихотворение об осени..
Поощрение участников выставки «Разноцветная осень»
Подведение итогов проекта.

Приложение№1.
Беседа об осени
ЦЕЛЬ:
расширять и систематизировать знание детей об осени; учить детей чувствовать печаль осенней природы, отвечать на вопросы полным предложением; активизировать речь детей; развивать связную речь, умение употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру
Пересказ произведения В. Чаплиной «Лес осенью»
ЦЕЛЬ:
упражнять детей в пересказе, передавая текст точно, последовательно; развивать память, мышление; воспитывать умение слушать
Рассматривание и сравнение картин об осени И. Левитана «Золотая осень», В. Волкова «Осень»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей внимательно рассматривать картины великих художников, сравнивать их, делать свои умозаключения; развивать наблюдательность, интерес к пейзажной живописи; воспитывать чувство прекрасного в процессе восприятия картин
Заучивание стихотворения Н. Егоровой «Листопад»
ЦЕЛЬ:
учить детей выразительно читать стихотворение наизусть, передавать интонацией спокойную грусть осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; развивать эстетическое восприятие литературных произведений; воспитывать любовь к окружающей природе
Чтение произведения В. Сутеева «Под грибом»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей внимательно и заинтересованно слушать сказку; развивать интерес к художественной литературе; воспитывать дружелюбие, заботливое отношение друг к другу загадки о грибах
Пересказ произведения Я. Тайца «По грибы»
ЦЕЛЬ: 
продолжать учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать литературное произведение, используя авторские слова и выражения; развивать связную речь; воспитывать интерес к художественной литературе
Беседа по итогам экскурсии «Осень золотая в гости к нам пришла»
ЦЕЛЬ: 
продолжать учить детей содержательно, эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях; развивать речь как средство общения; воспитывать эстетическое видение природы, желание оберегать ее и любить
Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
ЦЕЛЬ: 
учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения
Составление рассказов по стихотворениям об осени
ЦЕЛЬ: 
учить детей составлять рассказы об осени по стихам разных авторов, использовать в речи образные слова и выражения; развивать творческое воображение, монологическую речь; воспитывать любовь к поэтическому слову
Рассматривание и сравнение картин И. Левитана «Золотая осень» и «Поздняя осень»
ЦЕЛЬ: 
продолжать учить детей рассматривать пейзажи великих художников последовательно и внимательно, подводя детей к пониманию содержания и средств выразительности; развивать эмоциональную отзывчивость на изображение пейзажа; воспитывать эстетический вкус к художественному искусству
Составление описательного рассказа по схеме: « Осень»
ЦЕЛЬ: 
продолжать учить детей составлять описательные рассказы по опорной схеме; развивать умение четко, последовательно излагать свои мысли; воспитывать доброжелательное отношение к рассказам детей
Заучивание стихотворения А. Толстого «Осень»
ЦЕЛЬ: 
продолжать учить детей заучивать стихотворение, выразительно, с естественными интонациями читать его, вслушиваться в ритм и мелодию поэтического текста; развивать образную речь, память; воспитывать любовь к поэзии

Приложение №2
Рекомендации родителям.
Дорогие наши мамы и папы!
Просим Вас: 
- Прочитать нам произведения об осени Е. Трутневой «Листопад», И. Бунина «Лес, точно терем расписной», К. Бальмонта «Веселая осень»; стихотворения А. Плещеева «Миновало лето» М. Ивенсен «Падают, падают листья»;
- выучить стихотворение И. Бунина или А. Толстого об осени
- рассмотреть картины русских и зарубежных художников об осени;
- погулять по осеннему лесу, посмотреть листопад;
- составить букет из осенних листьев(для дома)
- посетить музей изобразительных искусств или картинную галерею;
- сходить в лес за грибами;
- заучить приметы и загадки об осени;
- почитать и рассмотреть энциклопедию о грибах;
- собрать семена разных растений;
- прослушать произведения русских и зарубежных композиторов об осени;
- сделать фотографию со своим ребёнком на тему: «Осенние деньки»;
- сделать поделки из природного материала;


Приложение №3

Е. Трутнева «Осень»;
Стало вдруг светлее вдвое, 
Двор как в солнечных лучах - 
Это платье золотое 
У берёзки на плечах.
 
У калины и рябины 
Вьются стаями дрозды… 
Под окошком георгины 
Красотой своей горды.

А. С. Пушкина
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса 
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

А. Фет
Задрожали листы, облетая,
Тучи неба закрыли красу,
С поля буря ворвавшися злая
Рвет и мечет и воет в лесу.
Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.
Светлогруда, легка, невеличка,
Не запугана бурей одна.
И грохочет громов перекличка,
И шумящая мгла так черна…
Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.

Е. Трутневой «Листопад»
Под ногой похрустывают льдинки,
Ничего не видно. Темнота.
И шуршат листочки — невидимки,
Облетая с каждого куста.
Осень ходит по дорогам лета, 
Всё притихло, отдыхать легко.
Только в небе празднично от света –
Небо все созвездия зажгло!..
С золотыми листиками схожи, 
Звёзды с неба сыплются… летят…
Будто в тёмном, звёздном небе тоже
Наступил осенний листопад

И. Бунина «Лес, точно терем расписной»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…

 К. Бальмонта «Веселая осень»
Щебетанье воробьев,
Тонкий свист синиц.
За громадой облаков
Больше нет зарниц.
Громы умерли на дне
Голубых небес.
Весь в пурпуровом огне
Золотистый лес.
Ветер быстрый пробежал,
Колыхнул парчу.
Цвет рябины алым стал,
Песнь поет лучу.
В грезе красочной я длю
Звонкую струну.
Осень, я тебя люблю,
Так же, как Весну.

А. Плещеев «Осенняя песенка»
Миновало лето, 
Осень наступила. 
На полях и в рощах 
Пусто и уныло. 
Птички улетели, 
Стали дни короче, 
Солнышка не видно, 
Темны, темны ночи.

М. Ивенсен «Падают, падают листья»
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад… 
Желтые, красные листья 
По ветру вьются, летят. 
Птицы на юг улетают, 
Гуси, грачи, журавли. 
Вот уж последняя стая 
Крыльями машет вдали. 
В руки возьмем по корзинке, 
В лес за грибами пойдем, 
Пахнут пеньки и тропинки 
Вкусным осеннним грибом

«Лежебока рыжий кот»
Лежебока рыжий кот
отлежал себе живот.
Кушать хочется,
но лень ворочаться.
Вот лежит себе и ждет -
может миска приползет?..

С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

А. Плещеев «Скучная картина»
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!….

К. Бальмонта «Осень»
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

А. Толстой «Осень»
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.

В. Сутеев «Под грибом»
Как-то застал Муравья сильный дождь.
Куда спрятаться?
Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом - дождь пережидает.
А дождь идёт всё сильнее и сильнее…
Ползёт к грибу мокрая Бабочка:
- Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я - лететь не могу! 
- Куда же я пущу тебя? - говорит муравей. - Я один тут кое-как уместился. 
- Ничего! В тесноте, да не в обиде.
Пустил Муравей Бабочку под грибок.
А дождь ещё сильнее идёт…
Бежит мимо Мышка:
- Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт. - Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет. 
- Потеснитесь немножко!
Потеснились - пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт…
Мимо гриба Воробей скачет и плачет:
- Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать! 
- Тут места нет. 
- Подвиньтесь, пожалуйста! 
- Ладно.
Подвинулись - нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
- Спрячьте, - кричит, - спасите! За мной Лиса гонится!.. - Жалко Зайца, - говорит Муравей. - Давайте ещё потеснимся.
Только спрятали Зайца - Лиса прибежала.
- Зайца не видели? - спрашивает. 
- Не видели.
Подошла Лиса поближе, понюхала:
- Не тут ли он спрятался? 
- Где ему тут спрятаться!
Махнула Лиса хвостом и ушла.
К тому времени дождик прошёл - солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба -Муравей задумался и говорит:
- Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся кто-то.
Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
- Эх, вы! Гриб-то…
Не досказала и ускакала.
Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
А вы догадались?

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей №100

Приложение №4
Сценарий экологической викторины
в подготовительной группе

«Здравствуй, осень золотая!»

Задачи. Формировать обобщённое представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в живой и неживой природе. Учить детей давать правильные и точные ответы, обсуждая их в команде.
Развивать способности общения между сверстниками.
Воспитывать умение считаться с мнениями других, выдвигать свои варианты ответов. Развивать чувства товарищества, сопереживания и ответственности, умения взаимодействовать и сотрудничать.

Ход.
Воспитатель:
«За окошком так красиво — Это осень в сад пришла! Все деревья нарядила, Всем одежды раздала. Листьев ярких стало много Жёлтых, красных, золотых. Собрала я их в букет — Это осени подарок, От неё вам всем привет».

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить об осени, поиграем в викторину, узнаем, хорошо ли вы знакомы с природой, смекалистые ли вы, и выясним, какая команда самая эрудированная.

Воспитатель: Итак, у нас присутствует две команды, представьтесь.

Дети представляет свою команду, капитанов.
Воспитатель представляет жюри.

Воспитатель: Напомню правила игры. Я вам буду задавать вопросы, ответы вы должны обсуждать со своей командой, а отвечать первой будет та команда, чей капитан быстрее ударит в бубен.

Воспитатель: Итак, команды готовы?(да). Тогда начнём с разминки.
Разминка. – Кто назовёт имена осенних месяцев? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
— Как в древности называли осенние месяцы? (сентябрь — запевала осени, октябрь — листопад, ноябрь – ворота зимы).

Воспитатель: Разминка прошла успешно, жюри приступает к оценке.

Воспитатель: А теперь первое задание «Ответь правильно».
— По каким приметам мы узнаём, что наступила осень? (похолодало, желтеют и опадают листья, птицы улетают в тёплые края, день стал короче, идут дожди, люди надели тёплую одежду).
— Чем осень отличается от весны? (весной день длинный, прилетают птицы, на деревьях появляются почки, тает снег, теплеет, зеленеет трава).
— Какое время года наступает следом за осенью? (зима).
-Какие деревья сбрасывают на зиму листья?(лиственные) . — Какие деревья не меняют зимой цвет и не опадают? (хвойные: сосны, кедры, ели).
Воспитатель: Я вам подскажу.
«Почему не спится ёлкам с наступленьем осени?
Почему они иголки на зиму не сбросили?
Им зимою не до сна – вдруг заблудится весна?
Снег кружится над землёй, тропки занесённые.
Вот и светятся зимой огоньки зелёные».
-Какие ягоды поспевают осенью? (рябина, клюква, брусника, калина, облепиха).
Воспитатель: Молодцы! Послушайте стихотворение Е.Бальмонта.
Ребёнок читает стихотворение.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетает
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе. (К.Бальмонт).

Воспитатель: Жюри объявляет оценки конкурса.

Воспитатель: Итак, следующий конкурс.
«Перелётные и зимующие птицы».
Среди изображённых на картинках птиц, дети находят и называют зимующих и перелётных птиц.

Воспитатель: Жюри подводит итог конкурса.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие цветы цветут осенью? (да). Вот сейчас и проверим.
Проводится игра «Собери и назови осенний цветок».
Из каждой команды выходят по два ребёнка и собирают разрезные картинки цветов: хризантемы, астры, гладиолусы, георгины, затем называют цветы.

Воспитатель: Жюри подводит итоги. Я знаю, что вы знаете много песен про осень. Давайте споём одну из них. Дети исполняют песню «Ах, какая осень» муз. З.Роот, сл. М. Сидорова.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, как готовятся звери к зиме? (да). Вот вам задание, посмотрите на картинки и назовите, какие животные не впадают в спячку. Игра: «Кто лишний». (картинки: медведь, ёж, лягушка, лиса, волк).

Воспитатель: Молодцы, всё верно. А теперь послушайте загадку и ответьте на вопрос, какие животные меняют цвет шубки, готовясь к зиме? (песец, белка, заяц).
«Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой
А в шубе рыжей летом». (Белка).

— А кто из животных запасается на зиму продовольствием и что заготавливает? (бобры, белки, мыши, ежи, хомяки). Послушайте стихотворение, это даст вам подсказку.
«Далеко ещё зима,
Но не для потехи.
Тащит белка в закрома
Ягоды, орехи.
Знает маленький зверёк
Запасы надо делать впрок».

Воспитатель: Жюри подводит итоги конкурса о животных.

Воспитатель: А теперь самая сложная часть наших осенних соревнований – отгадывание загадок. Я хочу проверить, кто из вас наблюдательный.
Загадки.
1. Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья…(осень).
2. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (осенью).
3. Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осень с бедняжки
Сорвали все рубашки. (дерево).
4. Рыжий Егорка
Упал в озёрко.
Сам не утонул
И воды не всколыхнул (лист).
5. Шёл долговяз, в землю увяз. (дождь).
6. Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться.
Кто собрался в стаи? (птицы).

Воспитатель: Следующий конкурс тоже очень сложный. Но вы ведь справитесь? (да).
-Красотой щедра ты, осень золотая, а ещё богата щедрым урожаем! Следующий конкурс «Урожайный».

Воспитатель:
Всем известно: без труда
Не вынешь рыбку из пруда.
В огороде и в саду, на болоте и в лесу,
Ждут мои подарки вас,
Собирайте про запас!
Не ленитесь, а зимой
Пригодится дар вам мой.
Ребята, назовите, что за овощи, ягоды и фрукты дарит нам осень.

Игра – соревнование «Чья команда больше назовёт овощей, ягод и фруктов поспевающих осенью». Дети по очереди называют овощи, побеждает та команда, которая последняя назовёт фрукт или овощ.
Жюри подводит итоги конкурса.
Воспитатель:
Урожай у нас хорош, уродился густо:
И морковка, и картошка, белая капуста.
Баклажаны синие, красный помидор
Затевают длинный и серьёзный спор.
Кто из нас, из овощей, и важнее и нужней?
Воспитатель: А как вы думаете, ребята. Какие овощи самые полезные или каждый хорош и полезен? (да). Конечно, каждый овощ полезен по-своему и хорош.
Воспитатель: Ну, что же. Все вы показали прекрасные знания о погоде, о природе, о растениях, о животных. Молодцы!
Понравился ли вам наш праздник? (да) Давайте попросим жюри объявить победителей и вручим им грамоту «Знатоки природы».
Вручение грамот.