Кухом: сохраняя и развивая традиции ювелирного промысла. Отделы музея Демография с географией

Кристина Цурцумия

2015-06-18 10:00:00


Храм Богоявления, 16 век., Храм Петра и Павла

Производственный комплекс компании SOKOLOV расположен в п. Красное-на-Волге Костромской области — поистине уникальном месте, где история ювелирного промысла насчитывает уже несколько веков. Над созданием украшений бренда работают профессионалы своего дела, многие из которых — ювелиры в нескольких поколениях.

Возникновение ювелирного дела

Существует множество гипотез о возникновении ювелирного дела в Красном. Установлено, что красносельские ювелиры были широко известны на Руси ещё с древнейших времён.


Центр Красного села, начало 20 века

Так, в списке мастеров, работавших в Серебряной палате Москвы (XVII в.), числился красносельский золотарь Михаил Савельев. В начале XVIII века упоминаются имена мастеров-серебряников, бравших в Оружейной палате пробы и позволительные письма.

Расцвет промысла

Ювелирное производство получило особенное развитие около 1830 г. Изготовленные в Красном серебряные, бронзовые и латунные изделия расходились не только по всей России, но и в Персии, и в балканских государствах.

Наибольшего развития ювелирное дело достигло в 50-70-е г.г. XIX в. Тогда практически всё население села и близлежащих деревень занималось производством ювелирных изделий. В документах того времени говорится: «Главным же центром его следует считать село Красное, где из шестисот крестьянских дворов редкий тем или другим образом не участвует в промысле».


Во второй половине XIX в. в Красном и его окрестностях ювелирным производством занималось две тысячи кустарей, появились скупщики, организующие свои оборудованные мастерские. В 1912 году в селе перерабатывалось уже около 2,5 тыс. пудов серебра, что для того времени было масштабным.

Особенность ассортимента

Главной особенностью красносельских изделий был прочно сложившийся ассортимент вещей, который предназначался, в основном, для покупателя из простонародья. Недорогие украшения, предметы сервировки стола и церковного обихода оказались востребованными в России и за её пределами. Творчество красносельских ювелиров находилось также в тесной связи с народным фольклором, поверьями, местными обычаями и праздниками.


Ювелир за работой (протяжка проволоки)

Специфика ассортимента, главной чертой которого являлась «простота», способствовала повсеместному развитию надомного ювелирного дела не только в Красном, но и в близлежащих сёлах и деревнях. Так ювелирный промысел на Красносельской земле приобрёл «общественный» характер, повлиял на особенности жизни и быта населения.

Визитной карточкой красносёлов издавна считалась . Также ювелиры применяли технику литья, чеканки, гравировки, изготавливали украшения и посуду из чернёного серебра, а также изделия, декорированные эмалью.


Ювелиры-надомники, семья за работой

Красносельское училище художественной обработки металлов

Для того чтобы сохранить промысел и придать ему художественную направленность, по инициативе Костромского земства на средства Министерства финансов в 1897 г. в с. Красном открывается класс технического рисования, а в 1904 году — художественно-ремесленная мастерская золото-серебряного дела, которая позднее переросла в знаменитое Красносельское училище художественной обработки металлов.


Благодаря этому повысился художественный уровень украшений красносельских ювелиров, их изделия выставлялись на российских выставках и за границей.

В 1919 г. была создана Красносельская трудовая производственная артель «Красносельский ювелир», которую в 1960 г. реорганизовали в фабрику, а затем — в первый ювелирный завод.


Сейчас Красное-на-Волге по праву завоевало статус крупного центра ювелирного производства благодаря Красносельскому училищу художественной обработки металлов — единственному в России и ближнем зарубежье учебному заведению по подготовке художников-ювелиров, члену Ассоциации «Гильдия ювелиров России». Треть художников-ювелиров страны являются выпускниками этого учебного заведения. Кроме того, в п. Красное-на-Волге находится единственный в стране специализированный музей ювелирного и декоративно-прикладного искусства.





Алексей 05.09.2019

Какая богатая традициями история производства. Нынешние ювелиры - продолжатели дела старинных ремесленников. Это удивительно! Ответить

Ольга 15.08.2019

Меня поразили предметы труда ювелиров тех далеких годов. Если бы фото не были подписаны даже в голову не пришло бы, что это ювелиры за работой))). Понравилась фотография семьи надомников за работой. В целом статья очень интересная, поразил тот факт, что Красносельское училище художественной обработки металлов - единственное в России и ближнем зарубежье, учебное заведение по подготовке художников-ювелиров. Странно, что такое училище и всего 1 на всю нашу необъятную родину. Ответить

Инна Коваль 22.07.2019

Возникновение ювелирного дела просто прекрасное событие. Статья хорошая и познавательная. Историю все должны знать. Ответить

Оксана Иванова 08.07.2019

Здорово конечно! Статья очень интересная. Люблю читать историю, тем более про ювелирное дело. Я знала что в Костроме очень много заводов. Ответить

Екатерина К 07.07.2019

Интересная история возникновения ювелирного дела в России. Вот где истоки - в Костромской области. Теперь знаю, где учится большинство ювелиров нашей страны. Ответить

Роман Сярдов 29.06.2019

Прочитав эту статью, очень захотелось побывать в этом селе Костромской области. там наверное многие жители занимаются ювелирным искусством и любят украшения. Как здорово, что в нашей стране есть такое ювелирное производство с историей. Ответить

Альбина Хасанова 27.05.2019

Я когда закончила школу не знала куда поступить. И как жаль, что мне не подсказали про такие заведения. Очень хотелось быть ювелиром. Интересная работа и очень творческая. Ответить

Надежда Лысенко 19.12.2018

Смотря на фото окунаешься в историю ювелирного мастерства. До прочтения статьи я даже не задумывалась где готовят специалистов по производству ювелирных изделий. Оказывается учебных заведений такой узкой направленности очень мало, зато готовят настоящих профессионалов своего дела. Жаль, что когда я оканчивала школу я даже не подозревала сколько существует интересных, творческих профессий. Ответить

Светлана Семенюта 27.09.2018

Завод на Волге-патриатично. Поднимает наш дух. Соприкоснулись с историей. Очень понравилось, что черно-белое. Благодаря вашему журналу, многое узнала об истории и творчестве нашей страны. Сколько талантов-не перечесть Ответить

Светлана 09.08.2018

Как-будто в музее побывала. Как я люблю черно-белые фото. Какая интересная история у бренда. Наши изделия покупали на экспорт. А завод на Волге-это очень патриатично Ответить

Алиса Дьолог 09.07.2018

Интересный журнал и истории в нем. Не знала про столицу ювелирного дела, было интересно почитать. Говорят золото, которое раньше выплавляли очень ценится. Ответить

Татьяна Ильясова 25.06.2018

Смотри-ка! И детки участвовали в процессе! Целые семейные кланы ювелиров, передавалось от отцы к сыну... Ответить

Татьяна Нистратова 21.06.2018

Как бы я хотела иметь старинной золотое украшение, к примеру из села Красного. Чтобы это украшение передавали из поколения в поколение. У меня очень много украшений, и какое-нибудь обязательно сделаю как фамильное. Ответить

Красносельское училище художественной обработки металлов - уникальное учебное заведение, готовящее высококвалифицированных специалистов для ювелирной промышленности.

Истоки

Свою историю училище начинало в 1897 году с простых рисовальных классов, созданных по инициативе министерства финансов России, Костромского земства и местных купцов для повышения художественной ценности выпускаемых в Красном селе ювелирных изделий. Истоки этого художественного промысла в крае восходят к XVI веку. Заведующим классами был назначен выпускник Строгановского училища технического рисования С.Г. Монастырский. За семь лет им были подготовлены программы, сформирован штат преподавателей, заслугой этого руководителя можно считать и строительство здания для художественно-ремесленной учебной мастерской золотосеребряного дела. И ныне коллектив училища развивает навыки и приемы обучения молодых мастеров, заложенные более века назад.

За сто с лишним лет многое изменилось, училище превратилось в учебный комплекс со столовой, общежитием, спортивным и актовым залами, отдельным корпусом производственных мастерских. Неизменным остался лишь высокий уровень подготовки специалистов по проектированию и изготовлению ювелирных изделий декоративно-прикладного характера с применением драгоценных и цветных металлов, синтетических и природных камней, янтаря, кости, кожи и других материалов. Красносельское училище является членом Гильдии ювелиров России и неизменным участ ником ювелирных выставок «Ювелир», «Золотое кольцо Руси», «Junwex».

Творить всегда…

Всего в училище работает 30 преподавателей, причем 15 из них - выпускники, продолжившие своё профессиональное образование в вузе и получившие практический опыт ювелирного производства.

Сегодня 6 преподавателей училища являются членами Союза художников России и успешно занимаются творчеством, участвуя в областных, российских и международных выставках. Так, изделия Т.Н. Галкиной, выполненные в технике скани с горячими эмалями, входят в каталоги современных ювелирных выставок. Вместе с коллегой, преподавателем Л.Н. Ловыгиным, она входит в состав областного художественно-экспертного совета по народным художест венным промыслам. Заслуженный деятель культуры РФ, преподаватель рисунка А.В. Нечаев является членом правления Костромского отделения Союза художников РФ.

Вместе с преподавателями ежегодно участвуют в ювелирных выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Костроме и студенты. Их работы за последние три года отмечены десятком дипломов и благодарственных писем. Творческий подход позволяет учащимся добиваться успеха в региональных конкурсах «Студент года», «Арт-профи», «Студенческая весна», «Фристайл», «Вифлеемская звезда». Лагерь молодёжного актива «Патриот», областные и районные молодёжные акции «Неделя добра», лучший молодёжный бизнес-проект, конкурс снежных и ледовых фигур - вот далеко неполный перечень мероприятий, в которых студенты проявляют свои способности.

Демография с географией

С введением ФГОС IV поколения преподаватели училища активно включились в работу по составлению новых программ, системы контрольно-измерительных средств и обновлению требований к вступительным испытаниям и аттестации студентов. Конкурсные условия порою приходится менять кардинально: контингент поступающих за последние годы, к сожалению, не стал более подготовленным, а демографический провал и доступность высшего образования ведут к снижению конкурса при поступлении. В связи с этим на первом курсе приходится начинать с нуля, а не продолжать художественное образование, на что были рассчитаны прежние учебные программы. Наверное, это проблема многих ссузов. Но для желающих получить навыки будущей профессии просто необходимо пройти школу СПО, ценную именно практическим опытом.

За все годы деятельности училище подготовило 5 тыс. специалистов, представляющих практически всю страну: Дальний Восток, Урал, Краснодарский край, Мурманск, центральные области России. И граница не становится преградой для авторитета училища, в котором получают знания студенты из стран ближнего и дальнего зарубежья. Якутский ювелирный завод, Алма-Атинский, Ташкентский, Калининградский, Рижский, Одесский, Костромской - вот география рабочих мест художников-исполнителей, окончивших Красносельское училище художественной обработки металлов. А еще Чехия, Дания, США...

В этом учебном заведении помогают не только овладеть определённым комплексом знаний и умений, но, прежде всего, проникнуть в увлекательный и прекрасный мир красок, холстов, металла и, самое главное, творческих людей. А те неповторимые изделия, которые выходят из рук окончивших училище мастеров, начинают свою жизнь, свою долгую историю.

Кристина Цурцумия

2015-06-18 10:00:00


Храм Богоявления, 16 век., Храм Петра и Павла

Производственный комплекс компании SOKOLOV расположен в п. Красное-на-Волге Костромской области — поистине уникальном месте, где история ювелирного промысла насчитывает уже несколько веков. Над созданием украшений бренда работают профессионалы своего дела, многие из которых — ювелиры в нескольких поколениях.

Возникновение ювелирного дела

Существует множество гипотез о возникновении ювелирного дела в Красном. Установлено, что красносельские ювелиры были широко известны на Руси ещё с древнейших времён.


Центр Красного села, начало 20 века

Так, в списке мастеров, работавших в Серебряной палате Москвы (XVII в.), числился красносельский золотарь Михаил Савельев. В начале XVIII века упоминаются имена мастеров-серебряников, бравших в Оружейной палате пробы и позволительные письма.

Расцвет промысла

Ювелирное производство получило особенное развитие около 1830 г. Изготовленные в Красном серебряные, бронзовые и латунные изделия расходились не только по всей России, но и в Персии, и в балканских государствах.

Наибольшего развития ювелирное дело достигло в 50-70-е г.г. XIX в. Тогда практически всё население села и близлежащих деревень занималось производством ювелирных изделий. В документах того времени говорится: «Главным же центром его следует считать село Красное, где из шестисот крестьянских дворов редкий тем или другим образом не участвует в промысле».


Во второй половине XIX в. в Красном и его окрестностях ювелирным производством занималось две тысячи кустарей, появились скупщики, организующие свои оборудованные мастерские. В 1912 году в селе перерабатывалось уже около 2,5 тыс. пудов серебра, что для того времени было масштабным.

Особенность ассортимента

Главной особенностью красносельских изделий был прочно сложившийся ассортимент вещей, который предназначался, в основном, для покупателя из простонародья. Недорогие украшения, предметы сервировки стола и церковного обихода оказались востребованными в России и за её пределами. Творчество красносельских ювелиров находилось также в тесной связи с народным фольклором, поверьями, местными обычаями и праздниками.


Ювелир за работой (протяжка проволоки)

Специфика ассортимента, главной чертой которого являлась «простота», способствовала повсеместному развитию надомного ювелирного дела не только в Красном, но и в близлежащих сёлах и деревнях. Так ювелирный промысел на Красносельской земле приобрёл «общественный» характер, повлиял на особенности жизни и быта населения.

Визитной карточкой красносёлов издавна считалась . Также ювелиры применяли технику литья, чеканки, гравировки, изготавливали украшения и посуду из чернёного серебра, а также изделия, декорированные эмалью.


Ювелиры-надомники, семья за работой

Красносельское училище художественной обработки металлов

Для того чтобы сохранить промысел и придать ему художественную направленность, по инициативе Костромского земства на средства Министерства финансов в 1897 г. в с. Красном открывается класс технического рисования, а в 1904 году — художественно-ремесленная мастерская золото-серебряного дела, которая позднее переросла в знаменитое Красносельское училище художественной обработки металлов.


Благодаря этому повысился художественный уровень украшений красносельских ювелиров, их изделия выставлялись на российских выставках и за границей.

В 1919 г. была создана Красносельская трудовая производственная артель «Красносельский ювелир», которую в 1960 г. реорганизовали в фабрику, а затем — в первый ювелирный завод.


Сейчас Красное-на-Волге по праву завоевало статус крупного центра ювелирного производства благодаря Красносельскому училищу художественной обработки металлов — единственному в России и ближнем зарубежье учебному заведению по подготовке художников-ювелиров, члену Ассоциации «Гильдия ювелиров России». Треть художников-ювелиров страны являются выпускниками этого учебного заведения. Кроме того, в п. Красное-на-Волге находится единственный в стране специализированный музей ювелирного и декоративно-прикладного искусства.





Алексей 05.09.2019

Какая богатая традициями история производства. Нынешние ювелиры - продолжатели дела старинных ремесленников. Это удивительно! Ответить

Ольга 15.08.2019

Меня поразили предметы труда ювелиров тех далеких годов. Если бы фото не были подписаны даже в голову не пришло бы, что это ювелиры за работой))). Понравилась фотография семьи надомников за работой. В целом статья очень интересная, поразил тот факт, что Красносельское училище художественной обработки металлов - единственное в России и ближнем зарубежье, учебное заведение по подготовке художников-ювелиров. Странно, что такое училище и всего 1 на всю нашу необъятную родину. Ответить

Инна Коваль 22.07.2019

Возникновение ювелирного дела просто прекрасное событие. Статья хорошая и познавательная. Историю все должны знать. Ответить

Оксана Иванова 08.07.2019

Здорово конечно! Статья очень интересная. Люблю читать историю, тем более про ювелирное дело. Я знала что в Костроме очень много заводов. Ответить

Екатерина К 07.07.2019

Интересная история возникновения ювелирного дела в России. Вот где истоки - в Костромской области. Теперь знаю, где учится большинство ювелиров нашей страны. Ответить

Роман Сярдов 29.06.2019

Прочитав эту статью, очень захотелось побывать в этом селе Костромской области. там наверное многие жители занимаются ювелирным искусством и любят украшения. Как здорово, что в нашей стране есть такое ювелирное производство с историей. Ответить

Альбина Хасанова 27.05.2019

Я когда закончила школу не знала куда поступить. И как жаль, что мне не подсказали про такие заведения. Очень хотелось быть ювелиром. Интересная работа и очень творческая. Ответить

Надежда Лысенко 19.12.2018

Смотря на фото окунаешься в историю ювелирного мастерства. До прочтения статьи я даже не задумывалась где готовят специалистов по производству ювелирных изделий. Оказывается учебных заведений такой узкой направленности очень мало, зато готовят настоящих профессионалов своего дела. Жаль, что когда я оканчивала школу я даже не подозревала сколько существует интересных, творческих профессий. Ответить

Светлана Семенюта 27.09.2018

Завод на Волге-патриатично. Поднимает наш дух. Соприкоснулись с историей. Очень понравилось, что черно-белое. Благодаря вашему журналу, многое узнала об истории и творчестве нашей страны. Сколько талантов-не перечесть Ответить

Светлана 09.08.2018

Как-будто в музее побывала. Как я люблю черно-белые фото. Какая интересная история у бренда. Наши изделия покупали на экспорт. А завод на Волге-это очень патриатично Ответить

Алиса Дьолог 09.07.2018

Интересный журнал и истории в нем. Не знала про столицу ювелирного дела, было интересно почитать. Говорят золото, которое раньше выплавляли очень ценится. Ответить

Татьяна Ильясова 25.06.2018

Смотри-ка! И детки участвовали в процессе! Целые семейные кланы ювелиров, передавалось от отцы к сыну... Ответить

Татьяна Нистратова 21.06.2018

Как бы я хотела иметь старинной золотое украшение, к примеру из села Красного. Чтобы это украшение передавали из поколения в поколение. У меня очень много украшений, и какое-нибудь обязательно сделаю как фамильное. Ответить

Красносельское училище художественной обработки металлов ведет свое начало с 1897 года, когда в селе Красном Костромской губернии по инициативе самих сельчан и уездного земства был основан класс технического рисования. Подобное начинание не было случайным: ювелирный промысел был известен в Красном еще с XVI века, и целью нового учебного заведения было придать красносельскому ювелирному делу более высокий художественный уровень.

Руководителем класса технического рисования был назначен выпускник Строгановского училища С.Г. Монастырский, а вскоре - спустя всего семь лет - на базе этого класса появилась Художественно- ремесленная учебная мастерская (ХРУМ). Среди преподавателей здесь была еще одна выпускница Строгановского училища К.А. Апухтина, а также художник и мастер техники скани И.А. Дерябин, с именем которого и связано рождение Красносельской скани. В дореволюционные годы учащиеся ХРУМ неоднократно выставляли свои работы на международных выставках, где получали заслуженные награды и высокие оценки ценителей. Именно тогда мастерская, а впоследствии и училище, стали подлинными хранителями традиций художественной обработки металлов: эмаль, гравировка, скань, чеканка, литьё, всечка, - все эти техники преподаются в училище до сих пор.

И сегодня работы студентов и выпускников КУХОМ по-прежнему становятся победителями многочисленных конкурсов и участниками ювелирных выставок. Большая часть этих работ занимает достойное место в коллекции кабинета художественных образцов Красносельского училища. Надо сказать, что история существования этого учебного заведения в какой-то степени и началась с коллекции - коллекции художественно-ремесленной учебной мастерской. Здесь хранятся ювелирные изделия, выполненные из серебра с натуральными вставками в характерном для начала XX века стиле модерн. Столовые принадлежности, канцелярские изделия, изделия для интерьера, созданные в техниках чеканки, гравировки и литья заслуживают внимательнейшего изучения, а подлинным украшением коллекции являются экспонаты, выполненные в технике «литьё в землю» и литьё по «живой натуре». Экспонаты, в которых соединились мастерство знаменитых Красносельских литейщиков и высокая художественная подготовка ХРУМ. Среди них есть произведения весьма тонкой работы: это ветки рябины, сосны, ёлки; еловые шишки; лягушка, ящерица и рыбы. Вообще, коллекция кабинета художественных образцов Красносельского училища крайне разнообразна и включает в себя несколько разделов.

Гордость училища - собрание методических пособий, которое было приобретено при образовании художественно-ремесленной учебной мастерской. Сюда входят гипсовые рельефы, изделия из металла, чеканка, художественная керамика из фондов Строгановского училища, орнаменты на вазах, орнаментальные таблицы, работы учеников, копии работ известных художников Санкт-Петербургского училища барона Штиглица, каслинское литьё, альбом-собрание А. Звенигородского «Византийские эмали», выпуска 1892 года. В последующие годы методический фонд пополнился коллекциями резьбы по кости, камнерезного промысла, росписями по дереву, строче-вышивальными изделиями, а также изделиями сканного и эмальерного промысла. Особое место в коллекции занимают изделия Красносельских кустарей - мастеров ювелирного промысла, - выполненные в период с XVI по начало XX века. Среди экспонатов: сундуки, шкатулки, литьё, чеканка, гравировка и произведения, относящиеся к православному религиозному искусству, в том числе деревянные резные венцы. Коллекция музея также включает в себя изделия Профтехшколы, которая была организована в 1934 году. Здесь традиции народного промысла и школы ХРУМ нашли свое продолжение в ювелирных изделиях, изделиях для интерьера и посудной группе. Проект Фонда содействия развитию образования в сфере искусства и дизайна «Строгановский Фонд»