Методические рекомендации по реализации технологии работы с бумагой в технике квиллинг. Роль квиллинга в развитии детей Читать или скачать развернутое описание опыта работы Карповой Е.В

Юлия Ильина
Техника квиллинг как средство творческого развития детей подготовительной к школе группы

По данной теме была написана дипломная работа, на преддипломной практике реализована программа. Представляю вам текст доклада, защита прошла на "5".

Уважаемый председатель и члены государственной аттестационной комиссии!

Представляем вашему вниманию ВКР по теме: Техника квиллинг как средство творческого развития детей подготовительной к школе группы

Наша работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения

Актуальность. Современное общество предъявляет новые требования к системе дошкольного образования. Проблема всех педагогов, согласно ФГОС – воспитание нового поколения людей, обладающих высоким творческим потенциалом. У человека должны быть сформированы творческие способности, развито нестандартное видение мира, новое мышление. Поэтому проблема творческого развития ребенка приобретает особую актуальность.

Художественное творчество, которое воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра, способствует решению данной проблемы.

Очевидно, что в период дошкольного воспитания у детей закладываются основные навыки и умения творческой деятельности. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях по продуктивным видам деятельности является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового.

Формирование творческой личности должно начаться уже в дошкольном детстве, так как этот возраст наиболее благоприятен для развития образного мышления, воображения, составляющего основу творческой деятельности.

В соответствии с ФГОС одной из задач образовательной области «Художественное развитие» является формирование эмоциональной, эстетической ориентации детей дошкольного возраста к различным видам и жанрам искусства, активизации творческого начала в процессе продуктивной деятельности. Совершенствуя в детях художественное восприятие, эстетический вкус, развивая способность анализировать и понимать средства выразительности (цвет, композиция, стилистика и т. п., на выполнения работ в технике квиллинг дает возможность воспитать грамотную художественно - творческую личность будущего школьника.

Однако при многообразии педагогических исследований на занятиях по изобразительной деятельности методика работы с детьми носит узко дидактический характер. Формальный подход к усвоению знаний детьми по художественной деятельности, однообразное использование одних и тех же методов обучения отбивает интерес к художественной деятельности, в результате чего детские работы неинтересны, невыразительны, однотипны, сюжеты не развернуты, дети не знают и не умеют пользоваться художественным материалом. В настоящее время мы видим, что педагоги бывают, недостаточно владеют различными художественными техниками, часто затрудняются при выборе специфических художественных материалов, не учитывают их выразительных свойств. Это ведет к тому, что дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Квиллинг (в переводе с англ. обозначает – бумагокручение) - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Значение занятий квиллингом:

Развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;

Развитие художественно – графических умений и навыков;

Развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;

Развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;

Становление некоторых организационных навыков художественного творчества;

Квиллинг открывает детям путь к творчеству, развивает фантазию и художественные возможности. Эта техника развивает чувство прекрасного, помогает само выражаться, развивает чувства вкуса, что немаловажно для дальнейшего эмоционального и эстетического развития ребёнка.

Многие ученые и педагоги, такие как: Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, С. В. Погодина, Т. Г. Казакова, Г. Г. Григорьева, исследуя проблему развития творчества детей установили, что включение ребенка в различные виды художественной деятельности, в том числе изготовление работ в технике квиллинг – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развития его художественно творческих способностей.

Сейчас квиллинг – это очень популярное направление в работе с детьми. Очень многие педагоги используют его в своей практике.

В связи с этим мы выделили параметры нашей работы:

Объект – техника квиллинг.

Предмет – творческое развитие

Цель – определить влияние техники квиллинг на твоческое развитие детей подготовительной к школе группы.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме с целью теоретического обоснования.

2. На основе анализа теоретических источников наметить пути формирования технических навыков у детей подготовительного дошкольного возраста в квиллинге.

3. Выявить уровень творческого развития у детей подготовительной к школе группы МКОУ СОШ с. Мгачи

4. Разработать и апробировать кружок «Волшебный завиток» по творческому развитию детей посредством техники квиллинг

Гипотеза: если ребенок в процессе работы над техникой квиллинг научится видоизменять форму базовых элементов, составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции, заполняя декоративное пространство выразительными образами то уровень его творческого развития повысится.

В теоретической части работы проведен анализ литературных источников по следующим вопросам -

1.1. История, основные виды и технические приемы в технике квиллинг

1.2. Психологические особенности развития детей подготовительной к школе группы в технике квиллинг

1.3. Творческое развитие детей в технике квиллинг

1.4. Методика работы в технике квиллинг

Проанализировав теоретические и методические источники, мы сделали вывод, что в подготовительной к школе группе психологическое развитие детей достаточно для того, чтобы с интересом заниматься квиллингом.

Развивая творческие способности в процессе бумагопластики, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием его на всю жизнь. Дошкольник приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объём его новых представлений, умений, приобретаемых в учёбе, в труде, в жизни.

Техника квиллинг развивает чувство прекрасного, помогает само выражаться, развивает чувства вкуса, что немаловажно для дальнейшего эмоционального и эстетического развития ребёнка.

Очень важно правильно организовывать занятия с детьми, соблюдать при этом методику, чтобы ребята не потеряли интерес к квиллингу.

Таким образом, при правильной организации работы и хорошо подобранных методов воспитателем, дети легко и с интересом будут учиться квиллингу.

Опытно-педагогическая (исследовательская) работа проводилась в подготовительной к школе группе при МКОУ СОШ с. Мгачи Александровск-Сахалинского района, в 2 этапа – констатирующий, формирующий.

Исследовалась группа воспитанников в количестве 6 человек, 3 мальчика и 3 девочки.

На констатирующем этапе решались следующие задачи :

1. Выявить уровень творческого развития детей подготовительной к школе группы МКОУ СОШ с. Мгачи

2. Проанализировать содержание предметно-развивающей среды

3. Разработать план кружковой деятельности «Волшебный завиток»

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования :

1. Диагностика.

2. Беседа с воспитателем.

3. Анализ предметно-развивающей среды.

Для выявления уровня сформированности творческого развития были использованы показатели

1. Степень увлеченности

2. Выразительность образа, колористическое решение

3. Комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, умение составлять композицию на основе художественного замысла

4. Самостоятельность и оригинальность

в соответствии с уровнями

Высокий уровень. (12-11 баллов) Ребенок в процессе творческой деятельности очень увлечен, захвачен работой. Не обращается к воспитателю за помощью, сам находит новые решения. Во время изображения вносит свои дополнения. Из знакомых элементов комбинирует новые сочетания. Использует всю цветовую гамму. Работа полностью доведена до конца.

Средний уровень (10-7 баллов): Во время творческой работы увлечен, но быстро теряет интерес. Иногда обращается за помощь к воспитателю, но в основном сам пытается найти наилучшее решение. Вносит незначительные элементы, пытается комбинировать знакомые элементы в новом сочетании. Использует почти всю цветовую гамму. Работу может не закончить из-за отсутствия заинтересованности.

Низкий уровень (6-4 балов): В процессе творческой деятельности не наблюдается заинтересованности, увлеченности работой. Полностью пытается скопировать предоставленные воспитателем изделия, не использует дополнения в своих рисунках другими элементами квиллинга, не пытается комбинировать знакомые элементы в новом сочетании. Использует в работе 2-3 цвета. Работа не завершена.

Работа проводилась по плану.

По результатам диагностики можно сделать вывод, что высокий уровень показал 1 ребёнок, он использовал разнообразные цвета в работе, придумывал свои сочетания, проявил самостоятельность. У 4 детей средний уровень, что составило 66%, они не придумывают новые сочетания элементов и проявляют меньшую самостоятельность. У 17% детей низкий уровень, они не проявляют творческой заинтересованности, часто обращаются к помощи взрослого, затрудняются подбирать цветовую гамму.

Проведя беседу с воспитателем мы сделали вывод, что работа с детьми в технике квиллинг проводится. Квиллинг не входит в образовательную программу, поэтому в группе организован кружок, в рамках которого воспитатель и занимается с детьми квиллингом.

В процессе обследования групповой комнаты мы выяснили, что в центре собран лишь материал для художественного творчества, но не в полном объеме. Отсутствуют образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных.

Таким образом, мы пришли к выводу, что техника квиллинг детям знакома. Воспитатель в рамках кружка использует разнообразные нетрадиционные техники для повышения уровня творческого развития детей.

Результаты диагностики показали, что западающими являются критерии «Комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, умение составлять композицию на основе художественного замысла» и «Степень увлеченности». На эти критерии мы обратили внимание на формирующем этапе.

На формирующем этапе были поставлены следующие задачи :

1. Включить воспитанников подготовительной к школе группы в образовательную деятельность по реализации части кружка «Волшебный завиток»

Для реализации задач была составлена программа «Волшебный завиток».

План кружковой деятельности разработан на полгода, мы реализовали часть, так как практика проходит месяц.

В ходе реализации кружка проведены различные формы работы:

На 1 неделе я провела «Вводное занятие. История возникновения квиллинга. Знакомство с основными формами» . Дети уже были знакомы с техникой квиллинг. Поэтому сначала я рассказала им интересные факты из истории квиллинга, напомнила им инструменты, формы роллов. После этого мы посетили выставку работ воспитателя, для того чтобы заинтересовать детей и смотивировать их на дельнейшую деятельность.

2 неделя:

Занятие с использованием ИКТ «А что мы можем сделать?»

Использовала презентацию, в которой были фото работ в технике квиллинг, выполненных детьми. Занятие проведено с целью определения интересов детей и выбора тематик дальнейших занятий.

Занятие «Весенний цветок»

Практическое занятие, во вводной части использовала беседу, загадывание загадок. Затем дети самостоятельно изготовили цветок, после моего подробного объяснения, показа образца.

3 неделя:

Поделка «Цыпленок»

В начале: загадывание загадки, анализ образца – из каких частей состоит, какие детали понадобятся. Изготовленную поделку дети использовали в дальнейшей игре.

Творческое задание «Морские фантазии»

Начала занятие с беседы, в которой мы помечтали о море. Затем дала детям творческое задание на тему «Морские фантазии». Помогала детям индивидуально.

4 неделя:

Поделка «Ящерка»

Во вводной части рассматривание иллюстраций с ящерицами. Затем показала образец, предложила детям украсить свою ящерицу.

Коллективная работа «Весенние фантазии»

Проходила итоговая коллективная работа 2 дня. Предоставила детям самостоятельность в придумывании сюжета, выборе цветов, распределении работы между собой. В целом руководила работой только в случае затруднений.

Для закрепления навыков были использованы дидактические игры в режиме дня:

Игра «Повтори узор»

Игра «Матрешки»

Игра «Вторая половинка» в которых я закрепляла умение классифицировать элементы узора по форме и цвету, умение подбирать заданные цвета и оттенки, умение конструировать симметричный узор из элементов квиллинга.

Так как работа практического характера, то на формирующем этапе проведен контрольный метод исследования.

Для проверки результатов и подтверждение предполагаемой гипотезы, была проведена повторная диагностика Погодиной, направленная на выявление уровня творческого развития детей в квиллинге.

Дети проявляют больший интерес к квиллингу, используют разнообразные элементы в работе, меньше обращаются за помощью к воспитателю.

Высокий уровень показали 5 детей, что составило 83%. Они были очень увлечены, использовали всю цветовую гамму, выполняли новые элементы, проявили самостоятельность, творчество, воображение.

На среднем уровне был один ребенок, что составило 17%, девочка стала более самостоятельной, использовала больше цветов и новых элементов в работе.

Низкого уровня по итогам диагностики не было, что мы считаем большим успехом.

Заключение

Изучив психолого-педагогическую литературу и проведя исследование по вопросу, мы пришли к выводу, что проведенная работа подтвердила необходимость творческого развития дошкольников через занятия квиллингом.

В ходе работы мы апробировали некоторые элементы программы «Волшебный завиток», из них 2 теоретических занятия, 6 практических, 3 дидактических игры.

В результате количество детей на высоком уровне возросло с 17% до 83%, средний уровень снизился с 66% до 17%, низкого уровня выявлено не было.

Считаем, что цель нашей работы была достигнута, а гипотеза подтверждена, так как мы обосновали влияние техники квиллинг на творческое развитие детей подготовительной к школе группы.

На основании проведенных исследований по данной теме нами были разработаны следующие методические рекомендации по дальнейшей реализации кружка:

Использовать различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Если нет возможности использовать специальную бумагу для квиллинга, то можно нарезать обычную цветную офисную бумагу с помощью шредера.

Вместо специального инструмента для накрутки роллов можно использовать зубочистку с расщепленным кончиком.

Для занятий брать группу из 6-8 человек, тогда проще осуществить индивидуальный подход к детям.

Обращать внимание на возрастные особенности детей.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработана программа кружка «Волшебный завиток», методические рекомендации для ее реализации, конспекты занятий, технологические карты, методическое пособие для воспитателей.

В приложении представлены планы констатирующего и формирующего этапов, диаграммы, таблицы, конспекты занятий, технологические карты, пособия для воспитателей, программа кружка «Волшебный завиток»

При написании работы было использовано 20 литературных источников, из них 6 основных.

Спасибо за внимание!

Консультация для родителей «Техника квиллинг руками ребёнка»

Квиллинг - способ создания великолепных композиций при помощи скручивания длинных тонких полосок цветной бумаги. Изящные цветы, бабочки, пчелы, объемные композиции, картины, украшения для фоторамок и коробочек, природные композиции, портреты и др. - всё это может быть исполнено в необычной технике - квиллинг.

Что развивает квилинг

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумажная филигрань это – старинная техника обработки бумаги,

распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает дошколятам путь к творчеству, развивает их фантазию, художественные возможности, формирует речевую активность, помогает справиться с речевыми проблемами.

Квиллинг (в переводе с англ. обозначает – БУМАГОКРУЧЕНИЕ) - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается.

Следовательно, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной разноцветной бумаги бумаги.

Известно, что бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком.

Бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал - бумага - приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Подходит цветная бумага для принтеров «Радуга». Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно полоски нарезать самим. Ширина полосок для квиллинга, обычно, 3-7 мм.

В процессе работы в технике «квиллинг”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Квилинг помогает овладеть :

Различными приемами работы с бумагой.

Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.

Обогащает словарь ребенка специальными терминами.

Квилинг развивает :

Внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Мелкую моторику пальцев рук и глазомер.

Художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Пространственное воображение.

Квилинг воспитывает:

*Интерес к искусству квиллинга.

*Культуру труда; совершенствует трудовые навыки.

*Умение играть в коллективе, расширяет коммуникативные способности детей.

*Аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Что нам потребуется:

Бумага для квиллинга

В продаже можно найти специальную бумагу для квиллинга. Она продается как цельными листами, так и уже готовыми полосками. Если у вас нет возможности приобрести такую бумагу, можете воспользоваться обычной двусторонней. Главное, чтобы эта бумага была прокрашена внутри.

В качестве основы для поделок (картин, открыток) следует использовать обычный белый или цветной картон не имеющий гладкую (глянцевую поверхность, либо, на картонную основу приклеить подложку из шероховатого материала, например обойного листа. Таким образом сцепление картона и изделия будет наиболее прочным и долговечным.

Инструменты для квиллинга

Основной вид деятельности в квиллинге - это закручивание бумажных полосок. Накручивать их можно на зубочистки, спицы для вязания, стержень от шариковой ручки. Удобнее всего работать со специальным инструментом для квиллинга.

Клей

Чаще всего для квиллинга используют клей ПВА. Выбирайте тюбики с тонким носиком - дозатором.

Занимайтесь квиллингом вместе со своим ребёнком, поверьте, это принесёт вам радость и приятные ощущения от совместно проведённого времени, позволит лучше понять и узнать своего малыша.

Удачи вам в начинаниях!


Управление образования города Пензы
Филиал №3 «Рябинушка» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №52 г. Пенза «Полянка»

Педагогический опыт:Технология «Квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.
Выполнила: Горшинская Наталия Александровна,
воспитатель
Пенза, 2017г.
Содержание работы:
Введение…………………………………………………………………….3
I. Теоретическая часть……….……………………………………………..6
II. Практическая часть…………………………….………………………..9
Заключение………………………………………………………………..15
Литература………………………………………………………………...17
Приложения……………………………………………………………….18
Введение
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
И.П. Павлов
Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста – это один из важных аспектов их общего физического и психического развития. Невозможно добиться результативной деятельности в обучении и овладеть элементарными практическими навыками без развития мелких мышц руки. Уровень сформированности навыков мелкой моторики становится показателем успешности ребёнка в разных сферах. Овладение трудовыми, изобразительными, музыкальными и графическими умениями осуществляется только при условии развития навыков мелкой моторики. Кроме того, ребёнок, имеющий высокий уровень её развития, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, у него высокие интеллектуальные и творческие способности.
В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
У педагогов дошкольного образования возникает острая проблема в развитии мелкой моторики детей, так как мышцы пальцев не подготовлены к школе и, как добиться развития правильного каллиграфического письма учащихся. Обучение письму является трудной ступенькой на школьной лестнице, поэтому нужно основательно развивать мелкую моторику и координацию движений руки ребенка, его внимание, зрительное и слуховое восприятие, навыки рисования еще с раннего дошкольного возраста. Исследования показали, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Следовательно, все это необходимо для достижения не только красивого каллиграфического письма, но и развития творческих способностей у детей.
Одним из нетрадиционных способов развития тонких движений пальцев рук является квиллинг. Квиллинг (бумагоскручивание, бумажная филигрань) – это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений.
Творчество – создание на основе того, что есть, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. То есть, работая над развитием мелкой моторики в технике «Квиллинг», мы работаем и над развитием творческих способностей детей. Выбор техники бумагокручения не случаен. На мой взгляд, именно работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развитие, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.
Квиллинг способствует развитию:
- мелкой моторики рук;
- координации движения;
- наблюдательности;
- концентрации, устойчивости произвольного внимания;
- пространственного мышления;
- творческого потенциала;
- фантазии;
- воображения.
Таким образом, была определена цель работы: исследование влияния техники квиллинг на развитие мелкой моторики рук.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
- проследить положительное влияние использования техники квиллинг на развитие мелкой моторики, координацию движений рук;
- познакомить детей с новым видом работы с бумагой – квиллингом,
- научить изготавливать основные формы, составлять из них различные композиции;
-воспитывать аккуратность, усидчивость при выполнении работ, эстетический вкус.
I Теоретическая часть.
Если мы обратимся к нормативно-правовым документам дошкольного образования, то увидим, что там расставлены приоритеты на физическое здоровье и развитие детей, в том числе и мелкой моторики. Педагогическая статистика показывает, что у значительной части детей не развита мелкая моторика рук, проявляется «ручная беспомощность». Медицинская статистика указывает на тот факт, что практически все новорожденные рождаются с нарушением тонуса мышц (девять из десяти). Воспитатели и родители, как правило, придают развитию мелкой моторики развлекательный характер. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как обучающий и развивающий вид деятельности часто неправомерно и ошибочно считается второстепенным.
Что же такое мелкая моторика?
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используют термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Исследования, проведенные М.М. Кольцовой, Л.А. Новиковым, Л.А. Кукуевым, и др., показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали значительное влияние на становление речевой функции.
Ученые (Л.В. Антакова-Фомина, Т.Ю. Гогберашвили, Е.Г. Гришина, С.Н. Котягина, А.В. Семенович, Л.С. Цветкова) доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной, поэтому работа по формированию и совершенствованию мелкой моторики рассматривается как необходимая составная часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия. Так, Г.Г. Галкина отмечает, что, если моторика развивается нормально, то нормально развивается и речь.
Развитие мелкой моторики рассматривается в тесном взаимодействии с развитием речевой функции у ребенка, причем, как с письменной, так и с устной ее стороной. С.П. Дуванова и Е.Ю. Тебелева указывают, что, если уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики, то можно решить сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовить к овладению навыком письма.
Таким образом, многочисленными исследованиями доказано важное значение мелкой моторики в развитии высших психических функций и речи ребенка, как устной, так и письменной.
Развивать моторику можно разнообразными способами. Традиционными способами являются игры с мячом; мелкими деталями (конструктор, вкладыши, собирание природного материала в виде шишек, ракушек и т.п.); шнуровки, пазлы; работа с бумагой, глиной; пальчиковые упражнения и гимнастика. Среди нетрадиционных способов развития моторики можно выделить прикладное творчество. Оригами, тестопластика, квиллинг, вышивка, валяние, форс-айс и т. д. не только выполняют функцию творческого развития личности ребёнка, но и совершенствуют работу мелких мышц руки.
В последнее время большую популярность приобрела техника работы с бумагой «Квиллинг». Донателла Чиотти дала следующее определение понятию «квиллинг» – это искусство изготовления различных узоров из тонких, скрученных в спиральки полосок бумаги. Квиллинг также называют «бумагокручением» или бумажная филигрань. На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» что означает птичье перо. Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14-начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. У квиллинга длинная история: филигранная обработка бумаги была известна еще древним египтянам, которые в качестве основного материала использовали папирус, также это искусство было известно на Среднем Востоке и в Китае, во Франции и в Италии.
Из скрученных полосок можно составить плоскостные или объёмные композиции, напоминающие тонкую кружевную паутинку. Примечательно и то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки. Квиллинг – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики, но и колоссальные возможности реализовать свои возможности.
II Практическая часть
При проведении организованной образовательной деятельности, связанной с изобразительной деятельностью, аппликацией, конструированием из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста, мы обратили внимание на то, что у детей часто возникают трудности с использованием ножниц, складыванием бумаги, умением держать мелкие детали, т.е. слабо развита мелкая моторика рук. Ознакомившись с педагогическими технологиями и методиками развития мелкой моторики дошкольников, пришли к выводу, что наиболее эффективной в работе с детьми старшего возраста будет использование технологии квиллинг. Так как, именно в процессе работы с тонкими полосками бумаги, закручивая их на инструменты, или без использования инструмента - своими руками, у ребенка активно развивается мелкая моторика рук, развиваются конструкторские навыки, творческое мышление, художественное воображение, аккуратность, точность, усидчивость.
Учитывая важность этой проблемы, было проведено родительское собрание, где рассказывалось о значимости развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста и, особенно у детей подготовительной к школе группы. Затем был организован мастер-класс для родителей старших дошкольников, на котором демонстрировалась технология квиллинга. В результате было принято решение разработать программу дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста.
При изучении литературы было выявлено, что программ по ознакомлению с техникой квиллинг недостаточно, но существует программа С.Н. Плотниковой «Искусство квиллинга». Светлана Николаевна считает возможным «при некоторой корректировке методик и содержания деятельности» использовать данную программу в качестве основополагающей.
На этой основе была разработана модифицированная программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому направлению «Волшебный квиллинг» Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Образовательные:
- Познакомить детей с базовыми элементами техники «квиллинга» и основными их понятиями.
- Обучать созданию композиций из элементов, выполненных в технике «квиллинг».
- Формировать у детей умения следовать устным инструкциям воспитателя.
- Познакомить детей с такими основными геометрическими понятиями как: круг, квадрат, треугольник и т.д.
- Обогащать словарь детей новыми специальными терминами.
Развивающие:
- Развивать у детей мелкую моторику рук, глазомер.
- Развивать творческую фантазию и художественный вкус, творческие способности у детей дошкольного возраста.
- Развивать у дошкольников память, мышление, внимание, воображения.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству «квиллинг».
- Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, взаимопомощь.
- Способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности
- Воспитывать аккуратность: в работе с клеем, в накручивании бумажных полос на инструмент, содержать свое рабочее место в порядке.
Отличительные особенности программы
- Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети.
- Подобран и разработан комплект дидактических материалов для изготовления изделий с учётом возрастных особенностей детей.
- Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.
- Программа дает возможность каждому ребенку открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов:
- принцип «От простого к сложному».
- принцип доступности и индивидуальности;
-принцип последовательности и систематичности;
-принцип связи с жизненным опытом;
-принцип наглядности;
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей. Во время проведения занятий квиллингом, пальчиковой гимнастики, использую следующие методы:
-Словесный метод;
-Наглядно – действенный метод обучения;
-Практический метод;
-Игровой метод;
Разработан учебно-методический комплект, включающий:
Учебно-тематический план;
календарно - тематическое планирование на 2 года обучения; (Приложение№1)
конспекты занятий. (Приложение№2)
С целью улучшения качества работы пополнена предметно-развивающая среда:
комплект наглядно – дидактического и демонстрационного материала;
карточки с изображением базовых элементов квиллинга; (Приложение №3)
технологические карты для выполнения поделок; (Приложение №4)
инструкция по выполнению базовых форм в технике квиллинг. (Приложение №5)
Для эффективности воспитательно - образовательной работы по программе создана:
картотека игр, способствующих развитию мелкой моторики рук;
картотека с играми и упражнениями пальчиковой гимнастики;
Мы с детьми с воодушевлением взялись за творчество, сколько интересных идей для применения этой техники они нашли. Это и изготовление открыток к праздникам, и создание композиций, поделок и многое другое. Создавая свой мир из бумаги, ребенок становится созидателем нового, необычного, раскрывает свою душу, делится сокровенным.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Эта работа имеет нравственно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Она предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Тематику занятий мы выбираем совместно с детьми с учетом их интересов, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания работы я учитываю темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе, учитываю индивидуальные особенности и заинтересованность. В своей работе наиболее часто используем индивидуальный подход: более сильным детям поручаем более сложные задания, менее подготовленным-задания попроще. Главное - не упустить заинтересованность детей, поощрять их, грамотно направлять. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, вселить в него уверенность.
В процессе работы дети постоянно экспериментируют с различными материалами, формами, цветом, композицией.
Воспитатель – направляет, поддерживает интерес, контролирует, учит планированию деятельности, помогает организовать коллективную работу, стимулирует.
В результате освоения нетрадиционной техники квиллинг рука наших воспитанников приобретает уверенность, гибкость, точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение видеть и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и придумать композиционное решение изображения.
У ребят формируются первоначальные навыки поисковой деятельности, а также умение работать осознанно и целенаправленно.
Таким образом, техника квиллинг – эффективное средство для развития мелкой моторики рук и творческих способностей детей, опосредованно влияющее на общее развитие личности ребёнка, а также предупреждающее трудности с обучением в школе.
Предметно-развивающая среда способствует и побуждает детей к данному виду творчества. Используются пальчиковые игры, рисование по трафаретам и с использованием фигурной линейки, и т.д. Для занятий квиллингом отведено хорошо освещенное место. Здесь воспитанники в свободное время выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым творческим материалом. В распоряжении детей бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, инструменты, клей, иллюстративный материал. Есть место для небольшой выставки с образцами прикладного творчества. Организуется персональная выставка работ того или иного ребенка. Наряду с детскими работами вывешиваются красивые работы профессионалов, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению.
В совместную творческую деятельность вовлечены и родители, с целью повышения их педагогической компетентности в области художественно-эстетического развития детей. Разработаны консультации для родителей: «Квиллинг – бумажная филигрань»; «Развитие мелкой моторики рук в процессе занятий квиллингом»; «Квиллинг – не так уж и сложно: работаем с детьми дома»; памятка для родителей «Квиллинг – как средство развития детей».
Таким образом, деятельность педагога и родителей определяется главной целью - создать коллектив единомышленников: родителей и педагогов, способных вести работу по развитию мелкой моторики рук и творческих способностей дошкольников.Заключение
Из всего выше сказанного следует, что один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдёт в школу, - это развитие точных движений, или, как их ещё называют, мелкой моторики. В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками, причём зависимость эта очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребёнку соотнести то, что он видит и слышит с направлением и траекторией движения, которое он осуществляет, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевого центра головного мозга и, следовательно, способствует умению говорить.
К старшему дошкольному взрасту возможность точных, произвольно-направленных движений возрастает, поэтому дети способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Квиллинг является отличным средством для закрепления этих навыков. В результате освоения данной техники рука моих воспитанников приобретает уверенность, гибкость, точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности и дизайнерское видение: умение видеть и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и придумать композиционное решение изображения.
Можно также сказать, что предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние на личностное развитие. Работа в технике квиллинга способствует формированию у детей, таких качеств личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующее целенаправленных волевых усилий), усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза.
Обобщая сказанное можно сделать вывод, что техника квиллинг – эффективное средство для развития мелкой моторики рук старших дошкольников, опосредованно влияющее на общее развитие личности ребёнка, а также предупреждающее трудности с обучением в школе.
Литература.
1. Хелен Уолтер. «Узоры из бумажных лент» /. Пер.с итал. Г.В Кирсановой. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.
2. Д.Чиотти. Оригинальные поделки из бумаги/. Пер.с итал. Г.В Кирсановой. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.
3. Е. Котаргинова «Квиллинг». Бумажная пластика. 2008.
4. А.Быстрицкая. «Бумажная филигрань». Айрис-Пресс. 2010.
5. Диана Боден «Фантазии из бумажных лент: Миниатюрный квиллинг»
6. Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974
7. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966. - 349 с. - с139
8. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд. АПН СССР, 1960. - 500 с.
9. Неверович Я.З. Развитие предметных движений у ребенка-дошкольника //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста// Под ред. А.Н, Леонтьева, А.В. Запорожца. - М., 1995.
10. Осипова Ж.П. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи в условиях ДОУ [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: [сайт]. - М., 2005-2006.
11. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика. - М.: Знание, 1978.-96 с.
12. Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007
13. Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010
14. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. - Балашов: Николаев, 2004. - 80 с.
Приложение № 1
Фрагмент. Календарно-тематическое планирование. (1-й год обучения)
№ Наименование раздела. Тема 3адачи Материал и оборудование Методическая литература
Сентябрь.
- появятся представления об истории возникновения квиллинга,
- знание основных свойств материалов для выполнения изделий в технике квиллинг,
- умение пользоваться техникой безопасности при работе с режущими и колющими предметами и клеем.
1 История возникновения технологии бумагокручения-квиллинга. Познакомить детей с историей возникновения квиллинга, заинтересовать конструированием из бумаги. Познакомить с режимом работы кружка, содержанием работы, техникой безопасности при работе с режущими и колющими предметами и клеем. Познакомить с инструментами для работы. Ноутбук, готовые работы 2 Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Инструменты для квиллинга, полоски бумаги. Карточки с правилами поведения на занятиях. - Умение сопоставлять свою работу и работу с образцом, и с другими работами- соблюдение правила работы инструментами и клеем- соблюдение правила гигиены.

- развитие художественного вкуса, этики и эстетики
3 Знакомство с элементом «Спираль» Учить детей скручивать полоску цветной бумаги в спираль разного размера, распускать спираль в свободную завитушку и наклеивать на основу. Инструменты для квиллинга, полоски бумаги, клей ПВА, салфетки А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.
4 «Солнышко»» шаблон с наклеенным жёлтым кружочком, полоски жёлтой бумаги (ш-0,5 см.), клей ПВА, кисточка, ножницы, бумажные салфетки, инструмент для квиллинга. - соблюдение правила работы инструментами и клеем- соблюдение правила гигиены.
- умение убрать и приготовить рабочее место
- самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
- экономно и рационально расходовать материалы;

5 «Божья коровка» Закреплять умение скручивать полоски цветной бумаги в спираль и наклеивать на основу.
Готовый шаблон божья коровка на зелёном листике, полоска чёрного цвета (ш–0,5см, дл-12см.), 7 полосок чёрной бумаги для квиллинга, для глаз склеим 1 чёрную +1,5 полоски белой бумаги для квиллинга, в двух экземплярах, клей ПВА, кисточка, ножницы, инструмент для квиллинга 6 «Гусеница» основа-листочек, 8 полосок зелёной (гусеничка) бумаги для квиллинга, готовые усики для гусенички, клей ПВА, кисточка, ножницы, инструмент для квиллинга. Октябрь
- умения обращаться с простейшими орудиями труда,

- соблюдение правила работы инструментами и клеем- соблюдение правила гигиены.
- выполнять работу в изученной технике;

7 Знакомство с элементом «Плотный ролл» («тугая спираль») Учить детей скручивать полоску цветной бумаги в плотный ролл, составлять композицию из готовых модулей. Инструменты для квиллинга, полоски бумаги, клей ПВА, салфетки 8 «Уточка» готовый шаблон, 11 полосок (уточка) лимонного цвета, 5 полосок бирюзового цвета (крылышко уточки), 2 полоски розового цвета (клюв), 7 полосок синего цвета (вода), 6 полосок голубого цвета (вода) бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточка, ножницы, инструмент для квиллинга. - соблюдение правила работы инструментами и клеем- соблюдение правила гигиены.
- умение убрать и приготовить рабочее место
- умения создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок,
- выполнять работу в изученной технике;
- контролировать правильность выполнения работы.
- уметь работать в коллективе.
9 «Бусы для куклы» Закреплять умение скручивать элемент «тугая спираль», составлять композицию из готовых модулей.
Готовый шаблон куклы, полоски бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточка, ножницы, инструмент для квиллинга. 10 «Простой цветок» лист белой бумаги 15х20, клей ПВА, кисточка, ножницы, 6 полосок розовой (лепесточки), 8-9 полосок зелёной (стебелёк и литья) и 1 полоска жёлтой бумаги (серединка) для квиллинга, инструмент для квиллинга. Учебно – тематический план. (1-й год обучения)
№ Наименование раздела. Тема Количество часов
1 История возникновения технологии бумагокручения-квиллинга. 1
2 Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. 1
3 Знакомство с элементом «Спираль» 1
4 «Солнышко»» 1
5 «Божья коровка» 2
6 «Гусеница» 2
7 Знакомство с элементом «Плотный ролл» («тугая спираль») 1
8 «Уточка» 3
9 «Бусы для куклы» 2
10 «Простой цветок» 2
Приложение №4
Технологическая карта выполнения одного из основных элементов квиллинга – капли.
1. 2. 3. 4.5. 6. 7. 8. 9. 10.
Приложение №3
Элементы, используемые в работе.
Тугая спираль
Из этого ролла получается всё последующее многообразие форм.
Свободная спираль
Скрутите ленту, снимите спираль с иглы и, прежде чем приклеить кончик, дайте ей раскрутиться
Капелька
Формируется из обычного ролла. Сердцевина оттягивается в сторону, с противоположной стороны ролл придавливается двумя пальцами
Глаз
Сожмите противоположные стороны свободной спирали
Листочек
Сделайте каплю и загните ее уголок
Изогнутый глаз
Сделайте свободную спираль, сожмите ее в виде глаза и загните уголки в разные стороны
7740655270577406552705
Треугольник (квадрат, прямоугольник)
Сожмите свободную спираль в трех (четырех) местах, чтобы получился треугольник, (квадрат и прямоугольник соответственно).
Ромб. Сделайте «глаз» и сожмите оба уголка, чтобы придать заготовке форму ромба.
Кручёное сердце / стрелка
Свободной спирали придайте форму треугольника. Два угла прижмите друг к другу – получиться стрелка.
Полумесяц. У свободной спирали сожмите два угла и загните заготовку в виде полумесяца.
Заячье ухо. У свободной спирали сожмите два угла так, чтобы одна сторона заготовки была ровной, а другая закругленной. Эта фигура напоминает полумесяц, но не так сильно сжата.
Звезда. У свободной спирали зажмите пять уголков с равными интервалами, чтобы получилась звезда.
Птичья лапка. У формы «треугольник» загните два угла в направлении третьего и сильно прижмите.
Гусиная лапка. Фигура аналогична предыдущей. Формируется из ролла «капелька» Острый кончик «капельки» зажимаем пальцами. С обеих сторон, формируем уголки.
Конус. Закрутите тугую спираль, приклейте кончик ленты. Стержнем осторожно продавите серединку бумажного рулончика, чтобы образовался конус.

Бумажную полоску сложите пополам и закрутите кончики от краев к сгибу. Позвольте спирали раскрутиться, не подклеивая кончики.
Приложение №5
Инструкция по выполнению базовых форм в технике квиллинг:
Возьми полоску бумаги двумя пальцами.

Оттяни с нажимом конец полоски двумя пальцами другой руки, проводя по нему ногтем так, чтобы конец немного изогнулся.

Загнутый кончик легче наматывается на «шило». Плотно накрути несколько витков.

Когда диаметр валика станет 3-4 мм, его уже можно снять с шила и дальше крутить вручную.

Скручивай плотный диск двумя руками, всё время перехватывай его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась.

Вся полоска свёрнута. А теперь слегка расслабь пальцы, позволяя бумажной спирали немного распуститься.

Приклей конец полоски клеем ПВА.

Теперь сожми заготовку двумя пальцами. Получилась заготовка «капля».

Заготовкам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины. Это заготовки «капля» и «лепесток».
Приложение №2
Конспект занятия «Первоцветы»Задачи:
-развивать мелкую моторику рук; -развивать умение продумывать замысел и самостоятельно выстраивать последовательность работы; -учить составлять весеннюю композицию; -воспитывать бережное отношение к природе; Оборудование: -иллюстрации с изображением первоцветов; -полоски разного цвета, салфетки желтого и белого цвета; -клей, ножницы, зубочистки; -бумага для фона.
Методические приёмы: художественное слово, показ образца и основных приёмов скручивания, объяснение приёмов создания поделки, выставка детских работ.
Ход занятия: «В камышах гнездятся цапли Дремлет сонная река Солнце расплескало капли На речные берега. Стали капельки цветами Озарили все вокруг! В новом желтом сарафане Одуванчиковый луг!!!» Под музыку дети рассматривают иллюстрации с изображением первоцветов, выбирают для себя определенный цветок, фон и приступают к выполнению работы. А потом мы соберем все сделанные цветы, и у нас получится весенняя полянка из первоцветов. Напоминаю, что первоцветы нельзя рвать, многие из них занесены в Красную книгу. Сейчас наши завиточки превратятся в полевые цветочки.

Конспект занятия «Весёлый зоопарк».
Задачи:
продолжать знакомить детей с приемами работы в технике квиллинг;
развивать творческое воображение;
познакомить с новым материалом – гофрокартоном;
учить создавать объёмные фигуры, используя разные приемы техники квиллинг;
учить соединять большое количество элементов между собой;
развивать мелкую моторику рук;
продолжать развивать интерес к технике квиллинг;
совершенствовать технические навыки в работе с бумагой в технике квиллинг.
Материалы и инструменты: полоски гофрокартона различных цветов, полоски бумаги, зубочистки, клей ПВА.
Методические приёмы: вступительная беседа, показ образца и основных приёмов скручивания, объяснение приёмов создания поделки, выставка детских работ.
Ход занятия.
Вступительная беседа. Педагог предлагает сделать подарок детям первого класса – настольную игру «Зоопарк». Дети вместе с воспитателем рассматривают гофрокартон, приготовленный для занятия.
Рассматриваются и обсуждаются образцы. Дети определяют основные части образца, его свойства (форма, цвет, величина, пропорции и т.д.); проговаривают, отвечают на вопросы, определяют пространственное взаимоотношение частей. Ребята сами решают каких животных они будут делать и подбирают соответствующие цвета гофрокартона.
Педагог показывает приёмы кручения гофрокартона. Дети приступают к работе.
В середине занятия проводится физкультурная минутка «Хомка, хомка, хомячок».
Педагог помогает детям в соединении элементов. По окончании занятия проводится упражнение для расслабления рук «Согрей пальцы». Выставка работ.
Педагог предлагает детям игру "Зоопарк". (Ребенок изображает различных животных. Остальные дети должны отгадать изображаемое животное).

Приложение№6
left314325
264414023279100
Съемка программы «Ладушки» 11 канал.
left4009390
2396490620458500
Выставки детских работ в детском саду.

Left381000
Консультации для родителей.
2348865225171000
Картотека пальчиковых игр комплекс упражнений для развития мелкой моторики.
-125095414718500
right663321000
Инструкционные карты.
1708157048500
Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук в процессе занятий квиллингом»
2729865248983500
Мастер – класс для родителей «Волшебный мир квиллинга»
30480456628500
Знакомство с инструкционными картами
2701290665226000
Пальчиковая гимнастика

«Руки учат голову, затем поумневшая голова
учит руки, а умелые руки снова способствуют
развитию мозга»
И.П. Павлов

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать важной частью подготовки к школе. Поскольку уровень её развития – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развтия мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Одним из нетрадиционых способов развития тонких движений пальцев рук является квиллинг. Квиллинг (бумагоскручивание, бумажная филигрань) – это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. На мой взгляд, эта техника удивительна, она увлекает и завораживает, напоминает «тонкую кружевную паутинку». Через считанные минуты из обычных бумажных полосок можно создать настоящий шедевр.

Целью своей работы ставлю: исследовать влияние техники квиллинг на развитие мелкой моторики рук.



— познакомить детей с новым видом работы с бумагой – квиллингом, научить изготавливать основные формы, составлять из них различные композиции;

Значение развития мелкой моторики в дошкольном возрасте

Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Мелкая моторика — это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным — важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности. Поэтому развитию мелкой моторики уделяется особое внимание во время подготовки к школе.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать.

Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма. Мелкая моторика разнообразных бытовых и учебных действий – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить.

Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.

В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Исследования учённых доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук. Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет в состоянии понять, что находится у него в руках. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Они помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя. В самом деле, даже для того, чтобы застегнуть пуговицу, нужен определенный навык из ряда обсуждаемых.

Навыки тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество — игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, т.е. дают возможность приобрести социальный опыт, умения смотреть, хватать, класть и ставить предмет в нужное место, манипулировать предметами, рисовать, обращаться с книгой; подбирать, сортировать и отбирать; формируют представление о неизменности существования предметов.

Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов). Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами, развивается в возрасте 5 лет. Движение теперь становятся все более ограниченным, и включает только предплечье, запястье и пальцы. Вначале эта хватка достаточно высока, но по мере ее развития движение опускается вниз, и карандаш начинает удерживаться низко с помощью большого, указательного и среднего пальцев. Ребенок в этом возрасте может вырезать зигзаги, окружности и волны; рисовать кистью, не нажимая сильно на бумагу.

Противостояние большого пальца развивается последним, примерно в шестилетнем возрасте: большой палец должен в состоянии дотрагиваться до кончиков каждого из остальных пальцев. Большой палец становится настолько подвижным, что с его участием можно сделать кольцо и можно согнуть его (палец) поперек ладони ногтем вверх. Если большой палец не может становиться «напротив» кончиков других пальцев или поворачиваться, как описано выше, то у ребенка плохо развивается хватка «щипцами».

В возрасте 7 лет ребенок впервые может использовать обе руки скоординированным образом, например, есть ножом и вилкой. Он обладает взрослой внешней хваткой, когда рисует, пишет и держит ложку. Ребенок может самостоятельно нарезать продукты, вырезать фигуры в виде букв S, Z и спиралей, а также может свободно удерживать ручку при письме.

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием работают с бумагой и тканью, в отличие от младших дошкольников они уже имеют практические навыки и владеют основными техническими приёмами.

Особое внимание необходимо уделять тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый и быстрый эффект. За два месяца тренировки пальцев рука полностью готова к письму. Движения кисти пальцев становятся точными и координированными. Затем под руководством воспитателей дети выполняют работы в тетрадях по письму.

Таким образом, учёными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение. Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Предстоящая учебная деятельность потребует от ребёнка определённого уровня готовности тонких движений пальцев рук к выполнению мелких, точных, разнообразных действий. Его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны.

Читать или скачать развернутое описание опыта работы Карповой Е.В.

Слайд №1.
Добрый день!
Я хочу вам представит обобщение опыта.

Слайд №2
«Технология квиллинг как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста».

Слайд №3
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В.А.Сухомлинский

Слайд№4.
В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости её развивать. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики актуально ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать важной частью подготовки к школе. Поскольку уровень её развития – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок имеющий высокий уровень развтия мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Слайд №5.
Одним из нетрадиционных способов развития тонких движений пальцев рук является квиллинг. На мой взгляд, эта техника удивительна, она увлекает и завораживает, напоминает «тонкую кружевную паутинку». Через считанные минуты из обычных бумажных полосок можно создать настоящий шедевр.

Слайд№6
Целью своей работы ставлю:
исследовать влияние техники квиллинг на развитие мелкой моторики рук.
Исходя из цели, ставлю следующие задачи:
— проследить положительное влияние использования техники квиллинг на развитие мелкой моторики, координацию движений рук;
— познакомить детей с новым видом работы с бумагой – квиллингом, научить изготавливать основные формы данной техники, составлять из них различные композиции;
— воспитывать аккуратность, усидчивость при выполнении работ, эстетический вкус.

История квиллинга.
Слайд№7
Техника бумагокручения носит красивое название – квиллинг. Это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. На английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» что означает птичье перо. Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14-начале 15 века.
Слайд№8. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок.

Позднее в технике «квиллинг создавали ювелирные изделия и изделия из металла. Слайд №9. Известная металлическая филигрань.
Слайд№10. В 18 веке В Европе и Англии квиллинг рассматривался как достойное хобби для юных леди.
Слайд№11. В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в Южной коре, странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии.
Слайд №12. В общем, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Слайд №13. III. Технология квиллинга.
Выбор техники бумагокручения не случаен. На мой взгляд, именно работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развитие, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.

Слайд №14. Для занятий с детьми я использую полоски из цветной двухсторонней тонированной бумаги, полоски из гофрокартона, картон белый и цветной, клей ПВА, ножницы, карандаши простые, линейку, кисточки для клея, салфетки, клеенку, тонкая пластиковая палочка с расщелиной на конце для.

На первый взгляд техника бумагокручения несложна.
Слайд №15. Полоска бумаги для квиллинга скручивается в плотную спираль. Затем из неё изготавливают базовые элементы для квиллинга. Всего существует 15 базовых элементов,

Слайд №16. но принцип остаётся тем же: скручиваем, прищипываем, используя свою фантазию, вы всегда сами можете придумать новые элементы квиллинга.

Ограничений в использовании этой техники нет:
Слайд №17. мастера создают пейзажи, произведения анималистического жанра и другие композиции.

Возможно также создание объемных фигур, которые, несомненно, будут отличаться свей оригинальностью.

Работу с детьми в технике бумагокручения – квиллинг мы начинаем с изображения эскиза композиции. Затем с помощью тонкой палочки с расщелиной изготавливаем роллы. Им можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Слайд №18. В начале изучения новой техники бумагокручения осваиваем три основные формы квиллинга — тугой круг, свободный круг, капля.

Базовая форма Свободная форма Капелька

На основе этих форм выполняем простые композиции (цветы, фрукты, насекомые, растения). Слайд №19, №20.

«Цветок» «Цветы» «Бабочки»

«Фрукты» «Матрёшка» «Медведь»

«Ветка рябины»

Слайд №21. Осваивать технику бумагокручения целесообразно начинать с накручивания роллов большого размера, чтобы продемонстрировать детям суть техники и способы приготовления деталей для будущих творений. Тренировка должна быть регулярной, а чтобы она не наскучила дошкольникам необходимо играть с цветом и формами.

После того, как дети натренировали пальцы и стали крутить плотные роллы, ширину полоски следует уменьшить.

Освоив основные элементы бумагокручения, ребятишки смогут создавать свои, оригинальные элементы по изученному принципу, тем самым развивая воображение, создавая завершенные композиции. Слайд №23, №24.

Слайд №25. Работы в данной технике являются хорошим сувениром, подарком. Квиллинг – увлекательное занятие для детей и взрослых с эффектным результатом работы.

V. Динамика развития мелкой моторики.

Для занятий в технике квиллинг, я взяла две подготовительные группы — «Солнышко» (21 воспитанник) и «Капелька» (22 воспитанника). Занятия в данной технике проводятся по подгруппам один раз в месяц.

Кроме этого один раз в неделю во второй половине дня у нас проходят занятия по квиллингу в форме кружковой работы.

Диагностика деятельности детей в ходе наблюдения, анализ продуктов детской деятельности и проведённый анализ её результатов позволяет говорить о целесообразности проведённой работы.

Слайд №26. Обследование детей, проведённое в сентябре 2012 года, показало следующие результаты.

Разделы: Работа с дошкольниками

В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Техника квиллинг удивительна, с её помощью можно получить различные шедевры, напоминающие “тонкую кружевную паутинку”, за одну две минуты из радуги полос бумаги можно создать двух - трёхмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объёмные формы, иногда называемые модулями, соединяясь и перетекая друг в друга, создают каскад фигур, листьев цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника.

Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (зубочистки), бумажных полосок шириной в несколько миллиметров и при помощи полученных форм создавать самые различные композиции, очень нравится детям.

Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики и девочки. Вот почему эти занятия позволяют мне в совместной художественно – творческой деятельности объединить разнополых исполнителей.

Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности.

Целью своей работы: научить детей новой техники обработки бумаги – квиллингу, в свободное от занятий время.

Думаю, что обучение у детей будет происходить более эффективно при условии:

  • Cистематической и последовательной работы с детьми, постепенно усложняя уровень выполнения работ.
  • Совместной работы детского сада и семьи по освоению квиллинга.

В результате этого ставлю задачи:

  • Познакомить детей с новым видом конструирования – квиллингом, научить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю, стрелу) и из них составлять различные композиции. (от простых до более сложных).
  • Через занятия квиллингом повысить уровень развития моторики, мышления, внимания, памяти, творчества.
  • В процессе работы воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении, эстетику, интерес.

Для занятий этим видом бумагокручения требуется совсем немного материала:

Рисунок 1

  • Листы цветной двусторонней бумаги (формат А4), из которого нарезается в длину полоски шириной 5 мм.
  • Деревянные зубочистки, (кончик отрезается и делается небольшой надрез)
  • Клей ПВА,
  • Дополнительный материал: картон, цветная бумага, карандаши и т. д.

Техника квиллинга.

1. Для изготовления элемента (формы) полоску вставляют в отверстие, и плотно наматываем на зубочистку.

Рисунок 2

Рисунок 3

2. Аккуратно снимаем рулончик с зубочистки и между пальцами раскручиваем на нужный диаметр (дети делают на глаз).

Рисунок 4

3. Подклеиваем внешний конец полоски и даём клею подсохнуть.

Рисунок 5

Заготовкам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Рисунок 6

Каждое занятие имеет свой обучающий характер, но в процессе всей работы идёт развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества; воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выполнении работы, интерес, эстетика.

Для старшей и подготовительной групп разработаны по этапные занятия по темам.

I этап. Цель: учить детей скручивать элемент (форму) “свободная спираль”, и наклеивать на основу.

Рисунок 7

Тема занятий:

“Божья коровка”

Рисунок 8

“Яблонька”

Рисунок 9

“Гусеничка”

Рисунок 10

“Гриб мухомор”

Рисунок 11

“Барашек”

Рисунок 12

“Виноград”

Рисунок 13

“Рябина”

Рисунок 14

“Мимоза”

Рисунок 15

“Новогодняя елочка”

Рисунок 16, 17

II этап. Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – капелька.

Рисунок 18

Тема занятий:

“Дождик”

Рисунок 19

“Осеняя, береза”

Рисунок 20

“Первые листочки”

Рисунок 21

“Верба”

Рисунок 22

“Цветок”

Рисунок 23

“Снежинка”

Рисунок 24

“Новогодняя открытка”

Рисунок 25

III этап. Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – “глаз”, “треугольник” .

Рисунок 26

Тема занятий:

“Пальма”, “Черепаха”

Рисунок 27

IV этап. Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – “завиток”.

Тема занятий:

“Елочная игрушка”

Рисунок 28

“Аквариум с рыбками”

Рисунок 29

V этап. Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – “стрелка”.

Рисунок 30

Тема занятий:

“Васильки”

Рисунок 31

“Цветы в вазе”

Рисунок 32

“Колокольчики”

Рисунок 33

“Ландыши”

Рисунок 34

VI этап Цель: учить собирать полученные элементы в объёмную композицию, предметы.

Тема занятий:

“Цветочек”

Рисунок 35

Тюльпан”

Рисунок 36

“Бабочка на цветке”

Рисунок 37

“Шляпа для куклы” (коллективная работа)

Рисунок 38

“Ваза для конфет” (коллективная работа)

Рисунок 39

Можно также сказать, что предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние на личностное развитие. Работа в технике квиллинга способствовала формированию у моих детей, таких качеств личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующее целенаправленных волевых усилий), усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, осмысленная моторика).

Большая работа была проведена с родителями: проведён мастер – класс по данной теме, в уголке для родителей были помещены консультации: “Моторика и её роль в развитии ребёнка”, “Развиваем интерес к работе с бумагой”, “Поделки из бумаги (квиллинг)”. Совместная работа родителей и детей по изготовлению поделок удовлетворяет потребность ребёнка в активной деятельности, стремление выполнить работу, даёт реальное воплощение мысли, фантазии. Кроме этого в нашем дошкольном учреждении периодически организуются выставки, где родители и дети имеют возможность продемонстрировать свои умения, навыки, творческое воображение.

Список литературы:

1. Белкина, В. Н. Развитие и обучение. Воспитателям и родителям [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / В. Н. Белкина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 256 с.
2. Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. – И.: Контэнт, 2010. – 48 с.
3. Жукова, О. Рисуем нитками [Текст] / О. Жукова, Н. Юрченко // Дошкольное воспитание. 2009. - №8. – С. 68 - 73.
4. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.
5. Савина,О. Техника изонити в детском саду [Текст] / О. Савина // Дошкольное воспитание. 2010. - №3. – С. 68 - 72.
6. Синицина, Е. Умные пальчики [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / Е. Синицина. – Москва, 1998.
7. Ступак, Е. Гофрированный картон. – И.: Айрис – Пресс, 2009. – 32 с.
8. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 40 с.
9. Хелен, У. Популярный квиллинг.- И.: Ниола – пресс, 2008. – 104 с.
10. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. – И.: Мир книги, 2008. – 96 с.